Князева Инна Владимировна
Предмет «Технология» определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. Изучение образовательной области «Технология» базируется на научной основе широкого спектра наук, включает наряду с традиционными, распространенными, новые, современные и перспективные технологии, готовит учащихся к эффективному процессу социализации и профессиональному самоопределению.
В современной школе «Технология» – это интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания математики, физики, химии, биологии, изобразительного искусства, основ безопасности жизнедеятельности, истории и других предметов. Технология, как учебный предмет, показывает использование интегральных знаний в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и иных направлениях деятельности человека.
Наиболее актуальным при реализации образовательной области Технология является компетентностный подход, который в школьном образовании понимается как ориентация образовательной практики на развитие такого интегрального качества личности, как способность и готовность ученика решать проблемы, типичные и нетрадиционные задачи, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях, с использованием ценностей, способностей, образовательного и жизненного опыта.
Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Новая интегрированная область «Технология» предполагает наличие различных блоков (модулей), которые можно комплектовать в зависимости от технической оснащенности образовательного учреждения, местных условий, быта, традиций.
Школьный предмет технология включает в себя три направления:
• технология ведения дома – технология для девочек
• индустриальные технологии – технология для мальчиков
• сельское хозяйство - сельские школы.
Каждое направление включает в себя базовые и инвариантные разделы. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Предмет «Технологии» может реализовываться в контексте «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности», предлагаемым ФГОС ООО, а по содержанию наполняться соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома).
Перспективы развития предметной области «Технология» уже сегодня можно ориентировать на требования, указанные во ФГОС ООО: учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
В связи с тем, что предмет Технология - это интегративная образовательная область, очень важна роль межпредметной связи. Межпредметная связь должна быть органичной: учащиеся, опираясь на научные понятия, осмысленно и рационально выполняют трудовые действия; их труд в свою очередь служит средством закрепления теоретических знаний, полученных как на уроках труда, так и на уроках математики, химии, физики, биологии и других.
Правильный подход к осуществлению взаимосвязи наук и трудового обучения позволяет полнее раскрыть перед учащимися объективные законы природы и общества, дать обобщенные понятия закономерностей экономики, производства и социальной жизни общества.
Принцип научности знаний следует понимать, как требование строить процесс обучения, опираясь на современные научно-технические данные и знания учащимися основ наук.
Готовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумывать межпредметные связи и умело раскрывать их в процессе обучения.
Большая роль на уроках технологии при изучении темы «пищевые продукты» отводится межпредметным связям. Школьникам необходимо раскрывать в этой теме значение полученных ими знаний, умений, навыков на предметах: природоведении, ботанике, биологии, физике, химии для применения их на практике по теме кулинария.
При изучении раздела машиноведения мы обращаемся к физике (устройство, назначение, принцип действия механизмов машин), к черчению (составление кинематических схем).
При изучении материаловедения знания учащихся связаны с биологией, химией, физикой. Предмет биология помогает ученикам лучше познакомиться со свойствами натуральных волокон и нитей, способами их получения и использования. Такие понятия как прочность, упругая деформация невозможно отделить от знаний по физике, эти свойства так и называются физико-механические. При изучении темы: химические волокна необходимы знания по химии, свойства целлюлозы, свойства различных веществ. При определении волокнистого состава тканей часто проводятся химические анализы и опыты.
В разделе материаловедения, например, предусматривается ознакомление учащихся 5 класса с хлопчатобумажными и льняными тканями. Из курса ботаники они уже имеют некоторые знания о хлопке и льне.
Занятия по моделированию и конструированию одежды носят творческий характер и тесно связаны с изобразительным искусством. Учащиеся знакомятся с работой художника-модельера, дизайнера учатся подбирать ткань к разработанным моделям, определять наиболее целесообразные средства художественного оформления швейных изделий, решать задачи сопоставления различных частей одежды. Учащиеся получают знания о том, как свойства, цвет, рисунок ткани влияют на выбор модели, зрительное ощущение пропорций в одежде.
При построении чертежей выкроек швейных изделий необходимы знания основных понятий черчения (чертежными инструментами, условными обозначениями, оформлениями чертежа, понятия масштаба, размера, сопряжением, геометрическими телами).
При расчете выкроек по формулам применяются знания по геометрии.
Так же учащиеся применяют на практике знания постоянных и переменных величин, о перпендикуляре, прямом угле, параллельных прямых, деление угла пополам. Знания математики можно использовать и для создания проблемных ситуаций, которые применяются в проектной деятельности. Практически все темы программы по технологии, так или иначе, связаны с изучением экономики. На занятиях дети учатся экономить материалы, электроэнергию, бережно относиться к оборудованию, инструментам и приспособлениями, знакомятся с такими понятиями как производительность труда, себестоимость продукции.
Таким образом, изучение тем по технологии неразрывно связано с основами других наук, знания же и навыки, которые получают учащиеся на уроках труда позволяют осмыслить учащимся необходимость применения на практике знаний по математике, физике, химии, биологии, изобразительному искусству и т.д.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - от 17.12.2010 г., № 1897
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования.- 2015 г.
- «Технология. Обслуживающий труд»: 5-7 класс.- для общеобразовательных учреждений.- Авторы: О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая.- М.: «Дрофа».-2013.-240 с.
- «Технология. Обслуживающий труд»:5-7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой.- 4-е изд., перераб.- М.:Вентана-Граф,2012.-240 с.
- «Технология. Обслуживающий труд»:5-7 класс.- Симоненко В.Д. и др.- 2-е изд., перераб. - М.: 2012. - 208 с.
- «Технология. Обслуживающий труд».- Хохловой М.В., Синица Н.В., Симоненко В.Д. – М.:Вентана-Граф, 2010.