Суворова Елена Олеговна
Экономические и политические изменения, происходящие в России, требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.
Образование в последнее время развивается в направление соединения науки и практики, технологизации и компьютеризации образования. Благодаря введению в учебный план обязательного образования предмета «Технология», цель которого – заложить основные навыки и знания учащейся молодёжи для трудовой деятельности в новых экономических условиях, увеличивается возможность развития инициативной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в будущей профессии.
В Большой Советской Энциклопедии даётся следующее определение технологи: «Технология (от греч. Techne – искусство, мастерсто, умение….) – совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.»
За последнее время значение слова «Технология» значительно изменилось. Это теперь не только производственный процесс, но и, то, что связанно с непроизводственными сферами жизни.
Это не предметно-ориентированный техническими науками (машиноведение, электротехника и т.п.) предмет. А проблемно – ориентированный комплекс научно-технической, социально-технической дисциплины (экономика, информатика, психология и т.п.). Они изменяют подход, объединяя знания в различных научных областях, и входят в научное обеспечение современных условий жизнедеятельности людей. Все эти знания являются основой крупной области знаний, необходимых каждому человеку (наряду со знанием основ естественных и общественных наук). Всё это, на мой взгляд, может стать содержанием учебного предмета «Технология».
Тенденции современного общественного развития, направленные на подготовку подрастающего поколения, влияют на развитие конкретного ученика. Появились новые методики и технологии обучения и воспитания. Всё это потребовало большой предварительной работы, анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодёжи.
Мировой опыт ускорения научно-технического прогресса (Япония, Италия, Германия) показывает, что в последнее время спрос на неквалифицированный труд резко падает. Так, в Японии 80% взрослого населения заняты в отраслях со сложными технологиями в торговле, образовании, в банковском деле, спорте и т.д. Это характерно и для других высокоразвитых стран мира.
В России спрос на высшее образование велик, но после получения диплома о высшем образовании молодёжь не спешит устраиваться по специальности, ищет. где можно работать только умственно, не прибегая к физической работе, ориентируется. в первую очередь. на заработную плату. Работать на заводе обычным рабочим считает не престижным. Предмет «Технология» как раз и может дать более полное представление о рабочих профессиях, о использовании высоких технологий в производстве (станки с программным управлением, компьютерными программами), показать на практике. что такое современный рабочий? Предмет «Технология» - связующий предмет, обобщающий полученные знания из математики, физики, химии и биологии, показывающий их использование в работе промышленности, энергетики, связи, транспорта и других сферах деятельности человека.
Изучение предмета «Технология» может помочь учащимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить физическое и эстетическое развитие школьников, адаптироваться к современным социально-экономическим условиям.
Основная цель нового предмета «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной жизни, знакомство с производством: текстильная промышленность, кулинарное производство и т. д. Конечно, научить всему за столь короткое время урока не возможно, но дать основные навыки, умения и знания можно. Обучение можно продолжить и после урока. Это может быть экскурсия на предприятие, разработка проекта "Я на ......", а также, применение уже полученных навыков дома, и поиск новой информации, например: "Что можно приготовить из теста?". Ведь это не только вкусные пирожки с различной начинкой, но и хороший материал для изготовления различных поделок. И здесь открывается огромный мир для творчества и воплощения разных идей. Подход к работе на кухне не как к чему-то нудному, а как к творческому процессу. Также можно подойти с позиций безотходного производства к изготовлению любой продукции и сделать из остатков различных материалов очень полезную вещь для дома, дать вторую жизнь старым вещам.
Деление класса не по гендерному признаку тоже не маловажно. Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает изучать предмет «Технология» в рамках одного из трёх направлений: «Индустриальные технологии», «Технология ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии», при этом в документе говорится, что следует учитывать как интересы и склонности учащихся, так и возможности образовательных учреждений и местные социально-экономические условия. Отдельно подчёркивается: «Выбор направлений обучения учащихся не должен, проводиться по половому (гендерному) признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся». Всё это даёт учащимся самостоятельно выбрать, что они хотят изучать «Индустриальные технологии» или «Технологии ведения дома». Эти два направления, в основном, относятся к городским школам. Сельским школам больше подходит программа «Сельскохозяйственные технологии», где ситуация с гендрным делением несколько иная. И, несмотря на то, что в современной России при приёме на работу законодательно запрещены любые ограничения, не связанные с профессиональными навыками, до сих пор наблюдаются примеры «скрытой» дискриминации на рынке труда. Работа для женщин в основном связана с ведением домашнего хозяйства (уборщица, посудомойка, учитель, воспитатель и т.д.). Такой стереотип в работе закладывается в семье, поддерживается СМИ и ближайшим окружением. Новая программа предмета «Технология» даёт возможность расширить область знаний как для применения их в быту, так и для выбора будущей профессии. На уроках «Технологии» учащиеся открывают для себя новую область знаний и умений. Но так как многие очень плохо умеют работать руками, для них возникает трудность в выполнении практической работы. Родители зачастую воспринимают предмет «Технология» как лишний и не нужный. Они не рассматривают его как предмет, способствующий социализации их детей в обществе. Заинтересовать и увлечь своим предметом задача педагога. И здесь включаются не только знания и опыт педагога, но и его личные качества. И если учащиеся воспринимают урок как более близкое общение с учителем, тогда учитель переходит из разряда наставника и диктатора. Учитель становится помощником и созидателем. «Мы ничему не научимся у того, кто говорит: делай как я. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят «Делай со мной» [ Жиль Делез]. Предмет «Технология» такой же важный, как и все остальные предметы в школе, это предмет, способствующий социализации и адаптации будущего рабочего поколения к новой экономической жизни в обществе.