В-4. Развитие интеграционных процессов во внутренней торговле РФ и их роль в формировании потребительского рынка
В-2. Регулирование деятельности торговых организаций на уровне государственных органов и органов местного самоуправления.
Все методы государственного регулирования можно разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.
К административным методам регулирования относятся разнообразные «меры» контроля за доходами, ценами, учетным процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа.
Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.
К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей — это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.
К «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.
В-4. Развитие интеграционных процессов во внутренней торговле РФ и их роль в формировании потребительского рынка
Под внутренней торговлей, как самостоятельной отраслевой системой, понимается совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся на территории России куплей - продажей потребительских товаров и оказанием иных торговых услуг, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и нормативно-правового характера в целях достижения рыночного согласования товарного предложения и покупательского спроса.
На смену разъединительным и обособленческим настроениям приходит вполне осознанное стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.
Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.
Внутри отрасли сформировались мощные побуждающие к интеграции мотивы, решающим из которых является усиление конкуренции как со стороны зарубежных поставщиков услуг, так и между отечественными предпринимателями.
Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потребительском рынке страны показывает, что это движение будет происходить по достаточно традиционной схеме - от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым.
С учетом анализа мировой торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, объединения ассоциативного типа, франчайзингово типа, оптово-розничные объединения контрактного типа, ассоциации (союзы), торгово-финансово-промышленные группы.
Цепные торговые организации, как вид добровольного объединения, в принципиальном плане могут формироваться как в оптовом, так и в розничном звене торговли. Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного звена, включая массовое питание.
Сущность данного объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие заключает договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов или самостоятельных единиц получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия.
Распространенным способом кооперирования цепных и розничных сетей является франчайзинг. Франчайзинг (привилегия) — распространенная форма отношений и интеграции крупного и малого бизнеса. Головное предприятие — франчайзер — в соответствии с договором предоставляет право другому предприятию — оператору (франчайзи) — осуществлять торговлю определенными товарами под своей торговой маркой. Заключение стандартного договора предполагает сохранение юридической самостоятельности сторон. Однако франчайзер осуществляет контроль некоторых параметров деятельности оператора, достигая тем самым единства имиджевого стиля. Чаще всего контролируются цены, качество реализуемых товаров и услуг. Договорные отношения могут включать также передачу в аренду помещений, основных фондов, предоставление льготного кредита, обучение персонала, предоставление юридических и рекламных услуг и пр. Франчайзер может также выступать в качестве поручителя при получении займа. Пользование именем и услугами оплачивается оператором либо в виде единовременных платежей, либо в виде текущих отчислений от прибыли или объема продаж. Часть услуг может предоставляться бесплатно.
Объединения ассоциативного типа (или кооперативные объединения торговых структур) в отличие от цепных объединений стремятся обеспечить собственную стабильность не за счет использования известной торговой марки какого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новой торговой группы с одинаковой концепцией торгового развития (магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, магазины специализированные с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания и т.п.).
Принципиальной особенностью работы таких объединений является опора на согласование и централизацию выполнения наиболее важных функций своей хозяйственной политики: согласование закупочно-сбытовой политики и централизация функций товароснабжения.
Оптово-розничные объединения призваны координировать функции оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии унифицированного товарного ассортимента, общей сбытовой политики.
Вместе с тем рассмотренные варианты интегрирования торговых структур не исчерпывают проблемы в целом. Это связано с тем, что они лишь несколько смягчают действие таких разрушающих потребительский рынок факторов, как неплатежи и обусловленная этим распространенная практика предоплаты за товары, неэффективная система кредитования и недостаток собственных оборотных средств.
Кардинальное решение проблемы возможно лишь при более глубокой и широкой интеграции - объединении торговых структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями.
Мировой опыт и отечественная практика формирования финансово-промышленных групп дают основания предполагать, что наиболее существенное влияние создание торгово-финансово-промышленных групп способно оказать:
- в области структурной перестройки торговли с целью ликвидации сложившегося дисбаланса развития ее отдельных звеньев;
- в области резкой активизации внутреннего потенциала хозяйственных структур, вошедших в группу, и создания на этой основе механизмов их самофинансирования, повышения их инвестиционной активности на потребительском рынке;
- в области появления новых технологий оптово-складских и коммерческих операций, а также оказания транспортно-экспедиционных услуг по перевозке торговых грузов с минимальными затратами, в максимально короткие сроки, с рациональным использованием подвижного состава.