Стадия – подведение итогов

Е.В.Мищенко

Подшипники качения

Учебно-методическое пособие к проведению деловой игры

Для студентов направлений подготовки

19.03.01 «Биотехнология»;

13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»;

20.03.01 «Техносферная безопасность»;

35.03.06 «Агроинженерия»; 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

очной формы обучения

Орел – 2015

УДК 62.-86(076)

ББК 34.445я7

Рецензенты:

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология конструкционных материалов и организация технического сервиса» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

Ю.А.Кузнецов,

кандидат технических наук, доцент, декан факультета СПО ФГБОУ ВО «Госуниверситет-УНПК»

А.Ю.Корнеев

Мищенко Е.В.

Подшипники качения. Учебно-методическое пособие к проведению деловой игры. Для студентов направлений подготовки 19.03.01 «Биотехнология»; 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»; 20.03.01 «Техносферная безопасность»; 35.03.06 «Агроинженерия»; 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» очной формы обучения / Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2015. – 36 с.: 2 табл., 33 рис., библиогр. 10 назв.

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой «Инженерная графика и механика» (протокол № 12 от 09.06.15 г.) и методическим советом факультета агротехники и энергообеспечения (протокол № от 15 г.).

Излагается методика проведения деловой игры по теме «Подшипники качения». Приводятся теоретические сведения и справочный материал.

Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для самостоятельной работы студентов направлений подготовки 19.03.01 «Биотехнология»; 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»; 20.03.01 «Техносферная безопасность»; 35.03.06 «Агроинженерия»; 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» очной и заочной форм обучения.

УДК 62.-86(076)

ББК 34.445я7

© ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2015

© Оформление «Издательство Орловский ГАУ», 2015

содержание

Введение ...……………………………………………………...
1. Назначение и цели деловой игры
2. Перечень документов, необходимых для проведения деловой игры ………………………...…………………………………
3. Методика проведения деловой игры ………………………….
4. Теоретические сведения ……………………………………….
5. Вопросы для самоконтроля ……………………………………
литература ...………………………………………………......



Введение

Развитие и интенсификация современного производства в условиях рыночной экономики ставит новые задачи по повышению качества подготовки специалистов. Выпускники должны обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. В связи с этим особое значение в ВУЗах приобретает внедрение активных методов обучения. К таким методом относятся деловые игры.

Деловая игра является важным средством активизации учебного процесса, она способствует развитию у студентов творческого мышления, позволяет сформировать у них комплексный подход к решению практических вопросов. В процессе проведения деловой игры у студентов формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

- способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);

- способность разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);

- способность формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7).

Данное учебное пособие является методическим руководством для самостоятельной работы студентов на практических и лабораторных занятиях при изучении дисциплин «Механика» и «Прикладная механика» (раздел «Детали машин»), «Детали машин и основы конструирования».

Назначение и цели деловой игры

Приобретение практического опыта работы с кейс-методом, набором документов по теме «Подшипники качения», выработка и принятие решений по предложенной проблемной теме с учетом предоставленной информации.

Перечень документов, необходимых для проведения деловой игры

- Презентация для объяснения основного материала.

- Дополнительный материал для самостоятельной работы студентов, состоящий из ГОСТов на подшипники качения, а также учебные пособия и методические разработки по данной теме.

Методика проведения деловой игры

Стадия – подготовительная

Студенты делятся на рабочие команды по 3-4 человека. Внутри каждой команды выбирается капитан, ответственный за порядок и решения команды, а также инженер, который отвечает за правильность и качество выполнения чертежей. Все остальные в команде - исполнители.

Стадия – кейс

Применение кейс-метода в образовательной деятельности позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации и подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Кейс – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного знания.

Преподаватель-руководитель игры с помощью презентации объясняет основной тематический материал игры, в наглядной форме показав все типы подшипников качения, используемых в машиностроении, отвечает на вопросы по ходу объяснения. После чего на каждую команду выдается кейс по теме «Подшипники качения» и дается время на ознакомление с дополнительным материалом. Студентам ставится проблемная задача – изучив весь материал, расшифровать условное обозначение подшипника качения, дать его характеристику, выполнить его эскиз, проставить основные размеры.

Стадия – работа

Команды начинают работу, происходит обсуждение внутри команд, делаются эскизы. Основная задача студентов на этой стадии – выполнить технически грамотный чертеж подшипника качения и дать расшифровку его условного обозначения. В качестве ограничительно фактора поставлено условие быстроты, поэтому внутри команд активизирована работа с целью достижения результата в максимально короткие сроки. Итогом работы команд являются чертежи подшипников качения, которые должен одобрить инженер каждой команды.

стадия – подведение итогов

Капитан каждой команды выступает с результатами работы своей команды. Оппоненты задают вопросы, уточняют результаты. Результаты работы команд оцениваются по бальной системе (таблица 1).

Таблица 1 - Критерии оценки участников игры

Наименование критерия Оценочная шкала (в баллах)
Качество подготовки чертежей 1-10
Качество защиты доклада капитаном, насколько аргументировано и точно было высказано мнение команды, ответы на вопросы оппонентов 0-5
Точность соблюдения регламента 0-5
Активность команды во время групповой подготовки -3-+3
Активность команд-оппонентов при обсуждении других докладов -3-+3
Умение вести дискуссию 0-5

Наши рекомендации