Стадия – подведение итогов
Е.В.Мищенко
Подшипники качения
Учебно-методическое пособие к проведению деловой игры
Для студентов направлений подготовки
19.03.01 «Биотехнология»;
13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»;
20.03.01 «Техносферная безопасность»;
35.03.06 «Агроинженерия»; 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
очной формы обучения
Орел – 2015
УДК 62.-86(076)
ББК 34.445я7
Рецензенты:
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология конструкционных материалов и организация технического сервиса» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
Ю.А.Кузнецов,
кандидат технических наук, доцент, декан факультета СПО ФГБОУ ВО «Госуниверситет-УНПК»
А.Ю.Корнеев
Мищенко Е.В.
Подшипники качения. Учебно-методическое пособие к проведению деловой игры. Для студентов направлений подготовки 19.03.01 «Биотехнология»; 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»; 20.03.01 «Техносферная безопасность»; 35.03.06 «Агроинженерия»; 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» очной формы обучения / Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2015. – 36 с.: 2 табл., 33 рис., библиогр. 10 назв.
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой «Инженерная графика и механика» (протокол № 12 от 09.06.15 г.) и методическим советом факультета агротехники и энергообеспечения (протокол № от 15 г.).
Излагается методика проведения деловой игры по теме «Подшипники качения». Приводятся теоретические сведения и справочный материал.
Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для самостоятельной работы студентов направлений подготовки 19.03.01 «Биотехнология»; 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»; 20.03.01 «Техносферная безопасность»; 35.03.06 «Агроинженерия»; 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» очной и заочной форм обучения.
УДК 62.-86(076)
ББК 34.445я7
© ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2015
© Оформление «Издательство Орловский ГАУ», 2015
содержание
Введение ...……………………………………………………... | |
1. Назначение и цели деловой игры | |
2. Перечень документов, необходимых для проведения деловой игры ………………………...………………………………… | |
3. Методика проведения деловой игры …………………………. | |
4. Теоретические сведения ………………………………………. | |
5. Вопросы для самоконтроля …………………………………… | |
литература ...………………………………………………...... |
Введение
Развитие и интенсификация современного производства в условиях рыночной экономики ставит новые задачи по повышению качества подготовки специалистов. Выпускники должны обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. В связи с этим особое значение в ВУЗах приобретает внедрение активных методов обучения. К таким методом относятся деловые игры.
Деловая игра является важным средством активизации учебного процесса, она способствует развитию у студентов творческого мышления, позволяет сформировать у них комплексный подход к решению практических вопросов. В процессе проведения деловой игры у студентов формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
- способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);
- способность разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);
- способность формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7).
Данное учебное пособие является методическим руководством для самостоятельной работы студентов на практических и лабораторных занятиях при изучении дисциплин «Механика» и «Прикладная механика» (раздел «Детали машин»), «Детали машин и основы конструирования».
Назначение и цели деловой игры
Приобретение практического опыта работы с кейс-методом, набором документов по теме «Подшипники качения», выработка и принятие решений по предложенной проблемной теме с учетом предоставленной информации.
Перечень документов, необходимых для проведения деловой игры
- Презентация для объяснения основного материала.
- Дополнительный материал для самостоятельной работы студентов, состоящий из ГОСТов на подшипники качения, а также учебные пособия и методические разработки по данной теме.
Методика проведения деловой игры
Стадия – подготовительная
Студенты делятся на рабочие команды по 3-4 человека. Внутри каждой команды выбирается капитан, ответственный за порядок и решения команды, а также инженер, который отвечает за правильность и качество выполнения чертежей. Все остальные в команде - исполнители.
Стадия – кейс
Применение кейс-метода в образовательной деятельности позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации и подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Кейс – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного знания.
Преподаватель-руководитель игры с помощью презентации объясняет основной тематический материал игры, в наглядной форме показав все типы подшипников качения, используемых в машиностроении, отвечает на вопросы по ходу объяснения. После чего на каждую команду выдается кейс по теме «Подшипники качения» и дается время на ознакомление с дополнительным материалом. Студентам ставится проблемная задача – изучив весь материал, расшифровать условное обозначение подшипника качения, дать его характеристику, выполнить его эскиз, проставить основные размеры.
Стадия – работа
Команды начинают работу, происходит обсуждение внутри команд, делаются эскизы. Основная задача студентов на этой стадии – выполнить технически грамотный чертеж подшипника качения и дать расшифровку его условного обозначения. В качестве ограничительно фактора поставлено условие быстроты, поэтому внутри команд активизирована работа с целью достижения результата в максимально короткие сроки. Итогом работы команд являются чертежи подшипников качения, которые должен одобрить инженер каждой команды.
стадия – подведение итогов
Капитан каждой команды выступает с результатами работы своей команды. Оппоненты задают вопросы, уточняют результаты. Результаты работы команд оцениваются по бальной системе (таблица 1).
Таблица 1 - Критерии оценки участников игры
Наименование критерия | Оценочная шкала (в баллах) |
Качество подготовки чертежей | 1-10 |
Качество защиты доклада капитаном, насколько аргументировано и точно было высказано мнение команды, ответы на вопросы оппонентов | 0-5 |
Точность соблюдения регламента | 0-5 |
Активность команды во время групповой подготовки | -3-+3 |
Активность команд-оппонентов при обсуждении других докладов | -3-+3 |
Умение вести дискуссию | 0-5 |