Знания, необходимые для разработки продуктов
Чтобы концепция продукта превратилась в новый продукт, нужны знания в области сырья, технологии переработки, свойств продукта, отношений «потребитель-продукт», знания маркетинга и общего окружения (рис. 2).
Рисунок 2. Знания, необходимые для разработки продукта
Все области знаний взаимодействуют между собой. Например, знания технологии переработки влияют на знания о сырье, а выбор низкотемпературной сушки ведет к обязательному микробиологическому контролю качества сырья из-за необходимости обеспечить безопасность продукта. Проблема заключается не в поиске знаний в некоей конкретной области, а во взаимодействии знаний из разных областей. Потребитель может желать, чтобы жидкий продукт продавался в бутылках, но технология допускает только картонную упаковку, и поэтому необходимо узнать, как потребитель отреагирует на картонный пакет и примет ли он такую упаковку. Потребительское описание продукта можно перевести в количественные показатели, в связи с чем необходимо знать пожелания потребителей относительно свойств продукта и обладать методами измерения этих свойств.
Центральными являются знания о потребителях и технологии, но помимо них необходимо обладать знаниями и о воздействии продукта на окружающую среду.
Разработка продуктов опирается на единую сложную взаимосвязь самых разных знаний, умений и навыков. В настоящее время не вызывает сомнений, что линейный переход от науки к инновациям превратился в междисциплинарную систему, в которой выделяют четыре важных фактора:
- интеграция наук,
- интеграция технологий в общую технологию,
- непрерывное взаимодействие науки и технологии,
- взаимодействие при инновациях науки и технологии (рис. 3).
Рисунок 3. Схема взаимосвязи науки, технологии и инноваций
Физика и математика являются неотъемлемой частью любой технологии, в сочетании с химией и биологией — в технологии переработки пищевых продуктов, а в сочетании с общественными науками — в общей технологии. Наука может развиваться и сама по себе, но преимущественно ее развитие обусловлено потребностями технологии. Технология зачастую не может ждать результатов фундаментальных наук, и исследования для решения основных технологических проблем выполняются в рамках прикладных наук. Это справедливо для всех областей — например, исследования потребителей не могут ожидать результатов социальных наук, а должны проводиться незамедлительно для конкретных потребительских проблем. Поэтому фундаментальные исследования возможны как в рамках науки, так и в рамках технологических изысканий. Взаимодействие наук осуществляется и в противоположном направлении — фундаментальная наука может идти от некоторой теоретической проблемы, но чаще она вырастает из проблемы, выявленной вне собственно теоретической науки — в частности, в области технологии. Технологию иногда называют стратегической наукой, поскольку именно она задает направление исследований.
В инновационном процессе разработки продуктов происходит постоянное взаимодействие между наукой и технологией. Эта междисциплинарная система представляет собой сложную проблему с точки зрения управления персоналом — как подобрать кадры с необходимыми знаниями, умениями и навыками, с необходимыми творческими способностями в самом предприятии и вне его, а затем организовать их в живую систему, элементы которой взаимодействуют между собой и обмениваются информацией? Предприятие должно быть способно поддерживать знания, умения и навыки на современном уровне в течение длительных периодов времени, подбирая и обучая кадры, тщательно отбирая привлекаемых «со стороны» людей и выстраивая с ними систему отношений. Иногда для решения возникшей проблемы может возникнуть необходимость в привлечении сторонней организации или консультанта, но чтобы эта организация или человек был ценен для уже работающих в описанной системе людей, они должны обладать знанием и понимать ситуацию на данном предприятии.
Подобные системы могут существовать в рамках предприятия или объединять имеющийся персонал с учеными, техническими консультантами, исследовательскими ассоциациями, агентствами по изучению рынка и потребителей, а также с «консультантами по управлению инновациями». В последнее время наблюдается усиление связи академических и государственных исследований с отраслевыми исследованиями, проводимыми крупными промышленными предприятиями, которые зачастую поддерживаются государственными организациями и грантами. Потребность в подобных системах общепризнана, поскольку технология развивается так быстро, что отдельным предприятиям сложно оставаться в лидерах. Во время быстрых технологических перемен академические исследования могут отставать от отраслевых, и промышленность может остаться наедине с серьезными проблемами, которые не могут быть решены в нужные сроки. Если крупные проблемы не могут быть решены, разработка продуктов может продвигаться вперед лишь путем небольших постепенных инноваций, что может привести к застою предприятия и, возможно, вообще к прекращению его существования.