К конкурсным материалам, представляемых на Конкурс педагогического мастерства в номинации «Лучшая методическая разработка»

Методическая разработка

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

- Разработку серии уроков (не менее 3);

- Разработку темы программы;

- Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

- Разработку общей методики преподавания предметов;

- Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

- Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели, быть таким, чтобы можно было получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

Материал систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки - четкий, лаконичный, грамотный, убедительный. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

Методическая разработка учитывает конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Оформление методической разработки.

Структурными элементами методической разработки являются:

· Титульный лист

· Аннотация

· Содержание

· Введение

· Основная часть

· Заключение

· Список использованных источников

· Приложения.

Технические требования к оформлению методической разработки:

Представляемая педагогом методическая разработка должна быть выполнена на бумажном носителе следующим образом:

§ Формат А 4.

§ Поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см.

§ Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер.

§ Шрифт - Times New Roman.

§ Высота шрифта - 12 (14) пунктов;

§ Красная строка.

§ Междустрочный интервал - одинарный.

§ Выравнивание текста - по ширине.

§ Исключить переносы в словах.

На диске (СD или DVD – формате) должен содержаться электронный вариант методической разработки.

Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.

Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются в пределах раздела. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. С правой части страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение 1».

Общий объем методической разработки должен составлять не менее 10 листов компьютерного текста. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Количество и объем разделов не лимитируется.

Требования к структурным элементам методической разработки

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводится: наименование вышестоящей организации и наименование учреждения; заглавие (название) работы; вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание); место и год издания.

Аннотация

На втором листе (на обороте титульного листа) вверху приводится аннотация.

Аннотация включает лаконичные сведения о сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данная разработка посвящена методике организации и проведения тематического вечера об учёном (группе учёных, конструкторов) и его (их) открытиях, изобретениях).

Указывается предназначение данной методической разработки: какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – школьным учителям, классным руководителям, заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования).

Называется источник практического опыта, положенного в основу разработки (указать, на базе какого опыта выполнена разработка) и возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (на каких уроках, в каких классах, в каких областях знания может быть использована данная методразработка).

Содержание

Методическая разработка четко соответствует теме и цели. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. Материал необходимо систематизировать. Язык методической разработки - четкий, лаконичный, грамотный, убедительный. Применяемая терминология соответствует педагогическому тезаурусу. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой педагогический опыт. Методическая разработка учитывает конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. Ориентирует организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Введение

Цель введения - ввести читателя в содержание, проблему учебной дисциплины, а именно, раскрыть содержание предмета изучения данной науки, его становление и развитие в историческом аспекте, связь с другими дисциплинами.

Основная часть

Основная часть может состоять из следующих разделов: характеристика темы, планирование изучение темы; рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются образовательные цели и задачи темы; планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение; знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать; место и роль темы в курсе; связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи; дается дидактический анализ содержания материала; выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала; возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо: продумать методику преподавания темы; подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д; выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить; проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

Заключение

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом при составлении методической разработки.

Наши рекомендации