Крылова ирина вадимовна
Социальные процессы в современном обществе потребовали существенных изменений образовательной политики нашей страны. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы. Предложенная концепция, положенная в основу нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), позволяет стать ориентиром для создания современного образования в России на основе общественного договора между личностью, семьей, обществом и государством.
Важными направлениями ФГОС основного общего образования являются воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностной и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления; создание условий для развития и самореализации.
С 1 сентября 2015 года все общеобразовательные учреждения страны переходят на ФГОС ООО в 5-х классах, что предполагает введение в учебный план часов внеурочной деятельности, как органичное продолжение учебных занятий.
Однако сегодня намечается ряд противоречий в условиях перехода на ФГОС ООО:
¾ между необходимостью введения комплексных изменений на ступени среднего общего образования и недостаточностью программ поддержки обучающихся и учителей с целью эффективного перехода к образовательной деятельности, основанной на системно-деятельностном подходе, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
¾ между обязательными требованиями ФГОС ООО к ведению внеурочной работы с обучающимися и отсутствием единого механизма организации внеурочной деятельности в условиях массовой общеобразовательной школы.
Исходя из вышеназванных противоречий, перед педагогическим коллективом встают вопросы, требующие оперативного решения: каким образом эффективно организовать внеурочную деятельность в 5-х классах? какие экспериментальные программы внеурочной деятельности являются успешно апробированными и могут быть реализованы в массовой общеобразовательной школе? какие методические рекомендации и дидактический материал помогут учителю грамотно организовать внеурочную деятельность?
С целью решения вышеназванных вопросов педагогическим коллективом ГБОУ школы №639 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга была разработана программа внеурочной деятельности «Твой выбор» для обучающихся 5-9-х классов. В 2014 году учебно-методический комплект программы «Твой выбор» был признан городской экспертной комиссией одним из лучших инновационных образовательных продуктов в Санкт-Петербурге.
Учебно-методический комплекс программы «Твой выбор» имеет цельную структуру, определенный методический инструментарий и позволяет на основе системно-деятельностного подхода решать проблемы организации внеурочной деятельности обучающихся по социальному направлению согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в условиях массовой общеобразовательной школы.
Идеологическая основа разработанной и прошедшей апробации программы и её учебно-методического комплекта созвучны с идеологией ФГОС ООО, ориентируются на воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.
В состав учебно-методического комплекса программы «Твой выбор» входит: программа внеурочной деятельности «Твой выбор», пособие для учителя «Книга наставника», пособие для обучающегося «Технологические карты школьника» (Схема 1).
Цель программы «Твой выбор»: создание организационно-педагогических условий для удовлетворения потребностей и социальных инициатив обучающихся средней школы, достижения ими личностных результатов.
Задачи программы «Твой выбор»:
- предоставить подросткам возможность освоить новые нормы социального поведения, апробировать различные социальные и профессиональные роли, проявить свои социальные компетенции и развитые навыки сотрудничества с людьми разного возраста и разных стран в общественной, проектной и других видах деятельности, развивая свои таланты и способности;
- сформировать активную гражданскую и социальную позицию ответственного законопослушного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- повысить уровень мотивации к профессиональному самоопределению, подготовить к осознанному выбору будущей профессии и возможности реализации жизненных планов;
- повысить уровень ответственного личностного выбора, ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни и здорового образа жизни;
- повысить уровень информационно-коммуникативной компетентности за счет активного использования систем дистанционного обучения.
Программа включает в себя несколько подпрограмм, которые могут изучаться модульно. Подпрограмма «Человек. Я и моя команда» (5 класс, 34 часа) направлена на развитие социального сознания и коммуникативной компетентности в решении проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Подпрограмма «Гражданин» (6-7 класс, 68 часов) способствует формированию ценностного отношения подростка к себе, к своим сверстникам, к членам своей семьи, проявление своей гражданской позиции. Подпрограмма «Профессионал» (8 класс, 34 часа) направлена на формирование у обучающихся адекватного представления о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий. Подпрограмма «Семьянин» (9 класс, 34 часа) содействует получению знаний ролевых требований и ожиданий к обладателям различных социальных статусов, развитию навыков и опыта эффективного социального взаимодействия; принятие ценности семейной жизни.
Пособие для учителя «Книга наставника» предназначено для классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, психологов и является проектно-целевой ориентацией для эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся средней школы. Все методические рекомендации в «Книге наставника» имеют единую структуру, целеполагание, предлагаемые планы проведения занятий, необходимые ссылки на используемый в ходе занятия материал, но, в тоже время, позволяют учителю самостоятельно и творчески проектировать занятие, осуществлять подбор проблемных ситуаций и примеров, ориентироваться на индивидуальные способности обучающихся в классе.