Нормативно-правовой аспект

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Г. ДОЛГОПРУДНОГО

Методические рекомендации

Для педагогов дополнительного образования

Технология разработки дополнительной образовательной программы

Подготовил

методист МБОУ ДОД Центра творчества

Яковлев Д.Е.

Г. Долгопрудный, 2011 г.

Уважаемые педагоги! В связи с изменением требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденных в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 разработано настоящее пособие, предназначенное помочь педагогам оформить свою образовательную программу в соответствии с новыми требованиями.

© МБОУ ДОД Центр творчества г. Долгопрудного

© Ответственный за выпуск: Яковлев Д.Е., методист

Адрес: Московская область, г. Долгопрудный,

ул. Циолковского, д.10

Телефон: 8 (495) 408-85-55

Введение

Дополнительное образование детей – новый вид в структуре российской образовательной системы, созданной на основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик. Смысловое содержание его отражено в «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (1995 г., изменения и дополнения внесены 1997 г.).

Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.

Специфические условия дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние – свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жестокой оценки и регламентации.

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация дополнительных образовательных программ.

Дополнительная образовательная программа

• это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат;

• индивидуальный образовательный маршрут обучающихся, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, гарантированный этой образовательной программой.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки ) Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей ул. Тверская, д. 11, г.Москва, ГСП-3, 125993 Телефон: 629-04-28, 629-60-92 Факс: 629-35-03 Е-mail: [email protected]   11 декабря 2006г. № 06-1844  

О примерных требованиях к программам

Дополнительного образования детей

В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по её реализации в 2006 году, направляем примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе (прилагаются).

Директор департамента А.А.Левитская

  Приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844

Примерные требования

К программам дополнительного образования детей

С изменениями от 11 декабря 2006 года

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон), образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

· в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

· в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим,

ü содержание дополнительных образовательных программ должносоответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной).
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечня необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

ü Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:

  • Создание условий для развития личности ребенка;
  • Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • Профилактику асоциального поведения;
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
  • Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • Укрепление психического и физического здоровья ребенка;
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Наши рекомендации