Нормативно-правовой аспект
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Г. ДОЛГОПРУДНОГО
Методические рекомендации
Для педагогов дополнительного образования
Технология разработки дополнительной образовательной программы
Подготовил
методист МБОУ ДОД Центра творчества
Яковлев Д.Е.
Г. Долгопрудный, 2011 г.
Уважаемые педагоги! В связи с изменением требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденных в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 разработано настоящее пособие, предназначенное помочь педагогам оформить свою образовательную программу в соответствии с новыми требованиями.
© МБОУ ДОД Центр творчества г. Долгопрудного
© Ответственный за выпуск: Яковлев Д.Е., методист
Адрес: Московская область, г. Долгопрудный,
ул. Циолковского, д.10
Телефон: 8 (495) 408-85-55
Введение
Дополнительное образование детей – новый вид в структуре российской образовательной системы, созданной на основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик. Смысловое содержание его отражено в «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (1995 г., изменения и дополнения внесены 1997 г.).
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.
Специфические условия дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние – свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жестокой оценки и регламентации.
Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация дополнительных образовательных программ.
Дополнительная образовательная программа
• это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат;
• индивидуальный образовательный маршрут обучающихся, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, гарантированный этой образовательной программой.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки ) Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей ул. Тверская, д. 11, г.Москва, ГСП-3, 125993 Телефон: 629-04-28, 629-60-92 Факс: 629-35-03 Е-mail: [email protected] 11 декабря 2006г. № 06-1844 |
О примерных требованиях к программам
Дополнительного образования детей
В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по её реализации в 2006 году, направляем примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе (прилагаются).
Директор департамента А.А.Левитская
Приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844 |
Примерные требования
К программам дополнительного образования детей
С изменениями от 11 декабря 2006 года
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон), образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
· в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
· в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим,
ü содержание дополнительных образовательных программ должносоответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной).
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечня необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
ü Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:
- Создание условий для развития личности ребенка;
- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- Профилактику асоциального поведения;
- Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- Укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.