Кривошипно-шатунный механизм

Основным звеном, воспринимающим работу газовых сил в цилиндре и передающим ее для использования, является кривошипно-шатунный механизм, состоящий из поршня, шатуна и кривошипа коленчатого вала (фиг. 17).

При работе двигателя детали кривошипно-шатунного механизма совершают разные движения. Поршень совершает прямолинейно-возвратное движение. Для приведения в действие винта прямолинейно-возвратное движение поршня необходимо преобразовать во вращательное движение. Такое преобразование происходит при помощи шатуна и кривошипа.

кривошипно-шатунный механизм - student2.ru

Рис 17 Схема кривошипно-шатунного механизма.

Шатун, связанный с поршнем и кривошипом, отклоняется от оси цилиндра и одновременно перемещается вместе с поршнем; такое движение называется сложным колебательным движением.

Кривошип вращается вокруг оси коренных шеек. Путь, пройденный кривошипом, измеряется в угловых градусах, а скорость вращения - числом оборотов в одну минуту – n об/мин.

При вращении коленчатого вала поршень, перемещаясь в цилиндре, достигает двух крайних положений, одно из которых, наиболее удаленное от оси коленчатого вала, называетсяверхней мертвой точкойили сокращенно ВМТ (фиг. 18);

второе, наиболее близкое к оси коленчатого вала, называетсянижней мертвой точкой или сокращенно НМТ (фиг. 19). Положение ВМТ и НМТ определяется размерами шатуна и кривошипа.

Основным размером шатуна является длина. Длиной шатуна называется расстояние от оси поршневой (верхней) его головки до оси кривошипной (нижней) головки; обозначается длина шатуна буквой L.

Размер кривошипа характеризуется его радиусом. Радиусом кривошипа называется расстояние от оси коренной шейки до оси шатунной шейки, а обозначается буквой R.

Расстояние от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ) называется ходом поршня и обозначается буквой S. Ход поршня соответствует 180° по углу поворота коленчатого вала; .S - всегда равно двум радиусам кривошипа.

кривошипно-шатунный механизм - student2.ru .

кривошипно-шатунный механизм - student2.ru кривошипно-шатунный механизм - student2.ru
Фиг. 18. Положение поршня в верхней мертвой точке ВМТ Фиг. 19. Положение поршня в нижней мертвой точке НМТ


В процессе работы двигателя перемещение поршня связано с изменением объема газов внутри цилиндра.

Объем, занимаемый газами в цилиндре в тот момент, когда поршень находится в ВМТ, называетсяобъемом камеры сгорания илиобъемом камеры сжатия и обозначается буквой кривошипно-шатунный механизм - student2.ru . Объем, занимаемый газами в цилиндре в тот момент, когда, поршень находится в НМТ, называетсяполным объемом цилиндра и обозначается буквой кривошипно-шатунный механизм - student2.ru Объем, описываемый поршнем при его движении между мертвыми точками, называется рабочим объемом цилиндра и обозначается кривошипно-шатунный механизм - student2.ru . Объем измеряется в литрах (сокращенно - л). Для определения рабочего объема цилиндра необходимо знать диаметр цилиндра D и ход поршня S, измеренные в дециметрах.

кривошипно-шатунный механизм - student2.ru (18)

Рабочий объем одного цилиндра называют литражем цилиндра, а рабочий объем всех цилиндров двигателя - литражем двигателя. Зависимость между полным объемом кривошипно-шатунный механизм - student2.ru , рабочим объемом кривошипно-шатунный механизм - student2.ru и объемом камеры сгорания кривошипно-шатунный механизм - student2.ru может быть выражена следующим образом:

кривошипно-шатунный механизм - student2.ru (19)

Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия. Степень сжатия обозначается буквой кривошипно-шатунный механизм - student2.ru .

кривошипно-шатунный механизм - student2.ru (20)

Степень сжатия показывает, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. Степень сжатия является постоянной величиной для данного двигателя. В современных авиационных двигателях, работающих на бензиновом топливе, степень сжатия колеблется в пределах 5,5-7,2.

Наши рекомендации