Человеческие ресурсы. Бихевиористские (поведенческие) науки
В первую очередь работы Майо Маслоу и Мак-Грегора. Поскольку в новой теории управления качеством акцент делается на удовлетворении потребностей, то важно знать, какой характер носят эти потребности.
Заслуга Маслоу в том, что он не только выявил эти потребности, но и создал их иерархическую последовательность, проранжировав их в таком: физиологические потребности, потребности в безопасности, в общении, в признании и уважении и, наконец, потребности в самоактуализации (самореализации).
Теория Маслоу позволила по-новому взглянуть не только на потребителя, но и на рабочего, давая возможность изменить систему управления фирмой
Мак-Грегором было предложено две противоположные теории: "теория А" и "теория Y'.
"Теория А" Мак-Грегора заключается в следующем.
1.Средний человек инертен, не любит работать, поэтому нужно заставлять большинство людей работать, угрожать наказанием,
2.Вознаграждением для человека является сам факт достижения цели.
3.Средний человек честолюбив, ищет ответственности и принимает ее.
4.Человек обладает изобретательностью и творческим мышлением. Интеллектуальные возможности среднего человека обычно используются неполностью.
Всеобщему Управлению Качеством импонируют "теория Y" Мак-Грегора и теория Маслоу, базирующиеся на системных подходах.
5.Средний человек желает избежать ответственности, он не честолюбив, стремится к безопасности.
В то же время в соответствии с "теорией У Мак-Грегора:
1. Прилагать максимум физических и умственных усилий для выполнения работы также естественно для человека, как играть или отдыхать. Средний человек не может не любить работу.
2.Наличие внешнего контроля и угроза наказания не означают, что усилия работающего человека будут направлены к нужной цели.
Системные подходы(рациональный подход) предусматривают:
1.Компанию, организованную с учетом внутренних и внешних особенностей (контингента), составляющими которых являются: технологии; окружающая среда; сектор рынка; культура и мастерство.
2.Увеличение роли организационных моделей для соответствия компании особенностям рынка: функциональные модели; дивизионные модели; матричные модели; холдинговые модели.
Теория случайностейберет начало (с позиций Всеобщего Управления Качеством) от статистического управления качеством, появление которого, безусловно, обязано А. Вальтеру Шухарту (1891-1967 гг.)
Шухарт (1891-1967 гг.) – создал контрольные карты
Харольд Ф. Додж (1893-1976 гг.), а позже Харри Ж. Ромиг (1900-1989 гг.) и Абрахам Уолд (1902-1950 гг.) – усовершенствовали методы статистической обработки и анализа экспериментальных данных.
У. Вейбулла (1887-1979 гг.) - вопросы оценки качества готовой продукции и вероятности появления бракованных изделий.
Не менее важную роль в оценке результатов эксперимента сыграли работы английского ученого Рональда А. Фишера (1880-1962 гг.), и в частности предложенный им критерий для оценки выборочных дисперсий.
Теория управления качеством и TQM.Важную роль в становлении теории управления качеством сыграли американские ученые Деминг и Джозеф М. Джуран (1904-1993 гг.). Особую роль в обеспечении качества они отводили руководству высшего звена (руководителям финансов, маркетинга, производства, продажи).
Благодаря Джурану контроль качества стал инструментом управления. Именно он дал определение качеству как «пригодность для пользователя». Философия качества и методы его обеспечения, разработанные Демингом и Джураном, являются основополагающими в теории Всеобщего Управления Качеством.
Исикава начал в 50-х годах кампанию по обучению всех руководителей высшего звена фирм методам статистического контроля качества, которые в дальнейшем были доработаны и получили название "семь инструментов контроля качества".
Наряду с всеобщим управлением качеством существует понятие всеобщего контроля качества (Total Quality Control — TQC), предложенное д-ром Фейгенбаумом в 1951 г.
Под всеобщим контролем качества Фейгенбаум понимает такую систему, которая позволяет решать проблему качества продукции и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и людей, реализующих выпущенную продукцию (дестрибьютеров), по мере улучшения жизненного уровня населения.
Под руководством Каору Исикавы в 50-е годы JUSE (Японский Союз ученых и инженеров) основал глобальную программу, посвященную пониманию принципов качества, а также развитию широкой национальной культуры качества.
Японцы сумели разработать систему создания и усовершенствования продукта в соответствии с требованием и приоритетом рынка, достигнув впоследствии значительных улучшений качества, затрат времени и стоимости продукта — ключевых факторов удовлетворения потребителя и успеха компании, на которых базируется TQM.
Японцы говорят: "Все нужно делать хорошо с первого раза". Делать хорошо — подразумевается делать все в соответствии со стандартами. Эту задачу и помогает производителю решить Всеобщее Управление Качеством.
Философия Деминга
Философия менеджмента Деминга основана на всеобъемлющей концепции качества и понимании природы изменчивости, связанной со статистическим управлением процессами. Она также связана и с третьим компонентом - «менеджмент на основе плодотворного сотрудничества».
Философия Деминга, как и все современные подходы к качеству, концентрируется на потребителе, говоря, о качестве в терминах «удовлетворения потребителя при минимально возможных затратах».
Также Деминг часто говорит о необходимости быть впереди потребителя.
Для лучшего понимания 14 пунктов философии качества Деминга необходимо использовать «Треугольник Джойнера» (все – одна команда + научный подход = одержимость качеством)
Научный подход призывает нас к принятию решений и формированию политики на основе доброкачественной информации, а не только на основе самоощущений Все – одна команда – работа на основе сотрудничества.
Одержимость качеством – качество на первом месте.
Постоянство цели
Поставьте перед собой цель и будьте тверды в достижении поставленной цели непрерывного улучшения продукции и услуг, распределяя ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности для достижения конкурентоспособности, сохранения предприятия и обеспечения людей работой.
Новая философия
Примите новую философию. Мы находимся в новой экономической эре, начатой в Японии. Мы не можем более мириться с принятым уровнем задержек, дефектов в материалах и брака в работе. Чтобы остановить продолжающийся упадок экономики, нужно преобразование западного стиля менеджмента.