Тренинг как технология обучения и развития
Первичные источники формирования кейсов
1. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
2. Образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
3. Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса.
Вторичные источники формирования кейсов
1. Художественная и публицистическая литература.Эффективное использование фрагментов из художественной литературы и публицистики могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Фрагменты из публицистики повышает к нему интерес со стороны обучающихся. Применение художественной литературы и публицистики навязывает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности.
2. Местный материал. Большая масса кейсов, которые используются в программах и курсах, может базироваться на местном материале. И в данном случае речь идет не о том, что кейсы должны освещать только опыт национальных предприятий. Имеются в виду те компании и те товары или услуги, которые присутствуют на национальном рынке в том или ином виде.
3. Статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п.Статистические материалы размещают либо в самом тексте кейса, либо в приложении.
4. Анализы научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Произведения науки придают кейсу большую строгость и корректность.
5. Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения. Однако ложь недопустима в базовом знании кейса. И самое главное в том, что ложные представления и заблуждения обязательно должны быть разоблачены в процессе анализа кейса.
Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:
1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
7. Выбор жанра кейса.
8. Написание текста кейса.
9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
10. Подготовка окончательного варианта кейса.
11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.
12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Рекомендации:
Кейс должен:
- быть написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить высказывания сотрудников — представителей фирмы);
- отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
· - соответствовать четко поставленной цели создания;
· - иметь соответствующий уровень трудности;
· - иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
· - не устаревать слишком быстро;
· - быть актуальным на сегодняшний день;
· - иллюстрировать типичные ситуации;
· - развивать аналитическое мышление;
· - провоцировать дискуссию;
· - иметь несколько решений.
Тренинг как технология обучения и развития
Тренинг как технология обучения способен выявлять потребности, формулировать цели и находить действенные способы их достижения. Разрабатывая тренинг, можно спрогнозировать его эффект и достичь именно намеченного, а не просто чего-то похожего. И наконец, тренинг является эффективным методом: благодаря специфике тренингового обучения, оно проходит в сравнительно короткие сроки и очень успешно. То есть хорошо спланированный тренинг – это оптимальный метод по соотношению затрат и результатов в целом ряде случаев.