Семенова Нора Владимировна
Изучая предмет «Технология» учащиеся должны получить представления, умения анализа и творческого решения возникающих практических задач. На уроках технологии мы знакомимся с преобразованием различных материалов, учимся конструировать, планировать, изготовлять конкретные предметы, применяемые в повседневной жизни.
Уроки технологии способствуют получению знаний и умений художественно-прикладного творчества. Учащиеся получают представления о мире и влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности, спектре профессий и путях реализации своих возможностей.
Наши уроки ориентированы на реализацию проектной и исследовательской деятельности учащихся, которая способствует их творческому развитию, а также приобретению навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи. «Технология» основная практико-ориентированная предметная область в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении других учебных предметов. Учащиеся для практического решения поставленных задач осуществляют поисково-аналитическую деятельность, которая предусматривает использование знаний, полученных при изучении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
В каждом разделе программы идет знакомство с миром профессий. Учащиеся получают знания и умения в различных областях профессиональной деятельности. Мы ведем беседы о важности правильного выбора профессии.
Уроки ориентированы на то, чтобы учащиеся приобретали навыки самообслуживания, овладевали технологическими приемами ручной обработки материалов. Большое значение на уроках уделяется усвоению учащимися правил техники безопасности, решению несложных конструкторских, технологических и организационных задач
Материально-техническое оснащение кабинета оставляет желать лучшего. Нет оборудования для проведения занятий по кулинарии, а также для обучения детей технологии изготовления текстильных изделий с использованием швейных машин.
Для решения этих проблем используются презентации. Для повышения мотивации учащихся на уроках применяются игры «Найди пару», «Вставь пропуски» и так далее, кроссворды, загадки, я использую веб страницу http://learningapps.org/ для создания учащимися тестов, кроссвордов, игр. Но так как в кабинете нет возможности выхода в интернет, такие приемы работы возможны для тех учащихся, которые могут использовать интернет в домашних условиях.
Изучая раздел «Кулинария» работа строится, в основном, в реализации в классе теории и практических работ по сервировке стола, складыванию салфеток, композиции с использованием конфет, аранжировки цветов. Во внеурочное время для учащихся 5-х, 6-х и 7-х классов в 2014 году был проведен мастер-класс на базе Pizza Ollis. Одна группа детей училась готовить равиоли и пиццу, вторая - торт. В домашних условиях ребята готовили блюда, фотографировали этапы работы для отчета. В настоящее время эта проектная работа будет оформлена в кулинарную книгу, в которую войдут работы всех учащихся 5-х, 6-х и 7-х классов.
Подводя итоги важно отметить необходимость данного предмета, так как именно через предмет технология у школьников есть возможность познакомиться с приемами работы в различных сферах профессиональной деятельности и научиться реализовывать свои знания на практике.
Реализация предмета «Технология» в условиях ФГОС ООО из опыта работы учителя ГБОУ СОШ № 491 Семеновой Норы Владимировны. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа в 5,6,7 классах.
Классы смешанные: мальчики вместе с девочками; класс делится на 2 подгруппы (по 15 чел в группе).
Имеющееся оборудование для проведения занятий: компьютерный класс, проектор, учебники В.Д. Симоненко «Вентана-Граф», 2013 г., 5,6,7 классы (выдаются на уроках). Другого оборудования нет (отсутствие оборудованного класса для проведения занятий по кулинарии и по технологии изготовления текстильных изделий с использованием швейных машин).
Раздел 1: Оформление интерьера
Для обучения школьников предлагаю использовать следующие материалы и формы организации работы:
• Презентации,
• Обучающие фильмы,
• Журналы по оформлению интерьера,
• Организация экскурсий в строительные магазины, салоны,
• Посещение интерьерных выставок.
Для закрепления и проверки теоретических знаний по данному разделу использую кроссворды по разделу, провожу командные игры на знание материала.
В качестве проекта по данному разделу школьники выполняют макет жилого помещения, в котором демонстрируют наглядно планировку помещения, виды штор, виды отделки стен, потолка, пола, способы освещения, размещение цветов в интерьере. При создании макета жилого помещения используются готовые материалы, а также различные техники декоративно-прикладного творчества (декупаж, ИЗО, шитье, аппликация, техническое моделирование, бумагопластика и др.).
Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов.
В разделе создание изделий из текстильных материалов для обучения школьников используются:
• Коллекции тканей,
• Презентации по разделу,
• Обучающие фильмы,
• Организация экскурсий в ателье, магазины тканей.
Так как специально оборудованный швейными машинами кабинет отсутствует, а группы смешанные, то в рабочей программе большее время отводится моделированию и конструированию одежды , а также изготовлению изделий из текстильных материалов с использованием ручных работ.
На уроках по моделированию дети выполняют эскизы и макеты различных видов одежды определенного силуэта. Изучают стили одежды, формообразование силуэта. Создают силуэты одежды, используя геометрические фигуры.
Моделируют передники, поясные и плечевые изделия с использованием шаблонов.
На уроках по конструированию учащиеся учатся снимать мерки, строить выкройки изделия в масштабе по снятым меркам, учатся получать выкройки готового изделия из журналов мод, интернета.
Результатом изучения данного раздела является коллективный проект «Театр Мод».
Каждый ученик создает макет костюма, выполненный в определенном стиле (исторический, театральный, маскарадный, стилизованный, современный, спортивный). На примере макета костюма ученики демонстрируют полученные знания и приобретенные навыки.
В разделе рукоделие, художественные ремесла дети знакомятся и выполняют практические работы по видам рукоделий:
• Валяние (живопись шерстью – картины; мокрое валяние – картины, бижутерия; игрушки – сухое валяние),
• Лоскутная техника (лоскутный пейзаж, открытки из ткани, сувенир в лоскутной технике).
В данном разделе школьники знакомятся с ручными стежками, видами тканей, учатся раскладывать выкройки на ткани, пришивать заплатки.
• Картины из пуговиц.
Ученики учатся создавать композиции из пуговиц и пришивать их к изделию.
• Изонить,
• Квиллинг.
Раздел 3. Кулинария.
В связи с отсутствием специально оборудованного кабинета для проведения занятий по кулинарии рабочая программа реализуется следующим образом:
В качестве учебного материала ученикам предлагаются:
• Презентации,
• Обучающие фильмы,
• Викторины, кроссворды, ребусы составленные педагогом и он-лайн игры.
• В разделе «Сервировка стола» практическими работами являются композиции из конфет, оригами из салфеток, аранжировки из цветов. Для желающих во внеурочное время организуется посещение кулинарных мастер-классов.
В качестве домашнего задания дети готовят блюдо по заданной теме и выполняют презентацию с фотоотчетом о проделанной работе.
Раздел 5. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.
В соответствии с имеющимся оборудованием в рабочую программу внесены коррективы - вместо изучения технологии изготовления изделий из древесины, металлов и пластмасс предлагается давать ученикам основы начального технического моделирования из бумаги. Эти занятия дают ученикам возможность знакомства с понятиями технического рисунка, эскиза, чертежа, технологической карты и учат их изготавливать изделия по технологической карте.
Раздел 6. Дизайн пришкольного участка.
В рамках этого раздела ученики выполняют проекты по темам:
• Создание клумбы и посадка цветов,
• Роспись камней в ландшафте.
В результате освоения дисциплины «технология» ученики познакомятся со следующими профессиями:
• дизайнер интерьера,
• мастер строительно-отделочных работ,
• инженер-электрик,
• повар, шеф-повар,
• закройщик, портной, художник по костюму и текстилю, модельер-конструктор,
• мастер ландшафтного дизайна.
Список литературы и электронных ресурсов:
1. Журналы «Школа и производство» (разные года выпуска)
2. Композиция костюма. Г.М. Гусейнов, Ермилова В.В. и др., 2003
3. Открытки из ткани. Христа Рольф. «Арт-родник»
4. Учебники В.Д. Симоненко, «Вентана-Граф», 2013 г., 5,6,7 классы
5. Фантазии из ткани. Люсиль Туми. «Контэнт», 2008
Интернет ресурсы:
6. www.progress-cook.ru
7. www.povarenok.ru
8. www.vkusno.tv
9. www.supercook.ru
10. www.learningorg.ru
11. 11. Francoise Droguet – Les vitrines miniatures. 2000