Тема 2. Правовое регулирование оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
Лекция по теме с использованием презентаций: 1час
Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Субъекты оперативно-диспетчерского управления и их функции. Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных зонах. Юридическая ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления.
Интерактивные занятия: 2 час
Доклады студентов с презентациями и последующим обсуждением (диспутом) на темы:
- Правовая модель оперативно диспетчерского управления в электроэнергетике;
-Особенности оперативно диспетчерского управления в технологически изолированных зонах.
При подготовке студента к докладу следует изучить:
1.Федеральный закон «Об электроэнергетике»//Собрание законодательства РФ. 2003 №13 ст. 1177. (гл.4);
2. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»// Собрание законодательства РФ. 2004 №52 (ч.2) ст.5525;
3. Энергетическое право России и Германии: сравнительно правовое исследование. //Под ред. П.Г.Лахно, Ф.Ю.Зеккера М.,2011 с.361-372.
Семинарское занятие: 2 часа
Обсуждение вопроса:
Правовое положение субъектов оперативно диспетчерского управления, их права и обязанности.
Решение задач
Самостоятельная работа студентов - 12 часов
1. Выполнение письменных заданий (рефератов) на темы:
- Функции оперативно диспетчерского управления;
- Особенности оказания услуг по оперативно диспетчерскому управлению
2.Подготовка к докладам на интерактивных занятиях .
3. Обобщение судебной практики по спорам, касающимся оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике.
Задача 1
В результате возникновения аварийного электроэнергетического режима в технически изолированной территориальной электроэнергетической системе населенного пункта N субъектом оперативно-диспетчерского управления было принято решение о временном отключении электроснабжения потребителей электрической энергии. ОАО «Просвет», осуществлявшее деятельность по хранению замороженной продукции, в результате отключения электроснабжения понесло убытки, выразившиеся в порче 10 тонн морепродуктов.
ОАО «Просвет» обратилось в суд с иском о взыскании с организации, осуществлявшей оперативно -диспетчерское управление стоимости испорченной в результате отключения электроэнергии продукции.
Вопросы:
1. Вправе ли организация, осуществляющая оперативно- диспетчерское управление в технологически изолированной зоне самостоятельно принимать решение о временном отключении электроснабжения?
2. Является ли организация, осуществляющая оперативно- диспетчерское управление в технологически изолированной зоне надлежащим ответчиком?
3. Какую роль играет штаб по обеспечению безопасности электроснабжения?
4. В каких организационно- правовых формах действуют организации, осуществляющие оперативно- диспетчерское управление в технологически изолированных зонах?
Задача 2
Статья 16 пункт 2 Закона об электроэнергетике.
Заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, отнесенными в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, с системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора. Договор оказания данных услуг заключается субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии до заключения ими договора оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Статья 32 пункт 1 Закона об электроэнергетике.
На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.
В случае заключения субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.
Вопросы:
1. Существует ли коллизия между нормами п. 1 ст. 32 и п. 2 ст. 16 Закона об электроэнергетике?
2.Согласны ли вы с утверждением, что любой субъект электроэнергетики, имеющий намерение заключить договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и получить статус субъекта оптового рынка, должен иметь заключенный договор оказания услуг по ОДУ вне зависимости оказывает ли его деятельность какое-либо воздействие на функционирование электроэнергетической системы или нет.