Методика выбора электродвигательного привода
Для выбора электродвигательного привода необходимо знать:
1 Кинематическую схему привода.
2 Мощность на ведомом валу привода (N, кВт.).
3 Частоту его вращения (nвм; об/мин.).
1 – электродвигатель; 2 – муфта; 3 – ведущий вал; 4 – редуктор двухступенчатый с прямозубыми колесами; 5 – ведомый вал; 6 – барабан; 7 – открытая ременная передача.
Рисунок 3 - Кинематическая схема привода
Мощность (кВт) на ведущем валу определяется по формуле:
где η – КПД привода;
N – мощность на ведомом валу.
Общий КПД привода определяется по формуле:
η = ηn0 η1 η2…..ηк , (24)
где η1 – КПД 1ой передачи;
η2 – КДП 2ой передачи (порядковые номера передачи можно принимать от любого вала-ведущего или ведомого);
к – число передач привода;
η0 – КПД пары подшипников валов (0,99 – КПД одной пары подшипников, т.е. двух подшипников одного вала);
n – число пар подшипников.
Для представленной схемы КПД складывается:
η = ηрп ηзп ηзп η0n , (25)
где ηрп – КПД ременной передачи;
ηзп – КПД закрытой передачи;
η0 – КПД подшипников.
Средние значения КПД различных передач представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Значение КПД различных передач
Тип передачи | Значение КПД | Примечания | |
в масляной ванне | открытая | ||
Зубчатая цилиндрическая Зубчатая коническая Червячная при числе заходов червяка: z1 = 1 z2 = 2 z3 = 3 z4 = 4 Цепная передача ременная: с плоским ремнем с клиновым ремнем | 0,96-0,98 0,96-0,97 0,65-0,7 0,70-0,75 0,80-0,85 0,85-0,90 0,95-0,97 | 0,94-0,96 0,92-0,94 0,44-0,48 0,92-0,95 0,96-0,98 0,95-0,97 | Для самотормозящей передачи |
Чтобы выбрать электродвигатель, необходимо также предварительно определить частоту вращения ведущего вала по формуле:
nвщ = nвм iор , (26)
где nвм – частота вращения ведомого вала, об/мин;
iор – ориентировочное значение передаточного числа привода, вычисляемое через частное передаточное число отдельных передач привода, которые принимают также ориентировочно, т.е.
iор = i1 i2….iк , (27)
гдек – число передач привода.
Частота вращения ведомого вала привода определяется по формуле:
, (28)
где D - диаметр барабана (м) или звездочки транспортера или другой соответствующей рабочей машины, приводимых в движение электродвигателем посредством привода;
ν – скорость движения (м/с) тягового органа (ленты, цепи и т.д.).
Для представленной кинематической схемы:
iор = iрп iзп iзп , (29)
где iрп – передаточное число ременной передачи;
iзп – передаточное число зубчатой передачи.
Значения передаточного числа i приведены в таблице 5.
После определения мощности и частоты вращения ведущего вала по каталогу подбирается соответствующий электродвигатель, оттуда принимаются технические данные для него, в том числе его номинальная мощность, угловая скорость или частота вращения и основные размеры [10].
При выборе электродвигателя следует учитывать, что асинхронные двигатели являются самыми распространенными в промышленности и могут допускать длительную перегрузку не выше 50 %. Кратковременные перегрузки для них допустимы: на 25 % в течение 30 мин., на 50 % в течение 3 мин., на 100 % в течение 30 с.
Следует заметить, что при выборе электродвигателя по каталогу необходимо принимать быстроходный электродвигатель, т.к. тихоходный при равной мощности тяжелее и больше по габаритам, чем быстроходный. Выбрать электродвигатель можно по таблице (приложение Т). Буквенное обозначение двигателя: А - защитное исполнение; АО - закрытое обдуваемое исполнение; Л - исполнение со станиной и подшипниковыми щитами из алюминиевых сплавов; Ш-2 - исполнение с двумя щитовыми подшипниками со свободным концом вала без фундаментальной плиты, 2 - индекс, характеризующий новую единую серию с синхронной частотой вращения (3000, 1500, 1000, 750, 600 об/мин).
АОЛ-2-11-1 - цифра после второго дефиса обозначает типоразмер, в котором первая цифра - порядковый номер наружного диаметра сердечника статора, вторая цифра - порядковый номeр длины двигателя, цифра после третьего дефиса - число полюсов.
После подбора электродвигателя, определения мощности ведущего вала привода Nвщ и его угловой скорости ωвщ или частоты вращения n вычисляется действительное передаточное число привода по формуле:
или (30)
Вычисление делается с точностью до второго знака после запятой. Далее производится разбивка этого передаточного числа привода на передаточные числа отдельных передач по формуле:
i = iрп iзп iзп
Таблица 5 – Значения передаточного числа различных передач