Оборудование для напорного транспортирования
Оборудование для напорного транспортирования сырья и мясопродуктов включает технологические трубопроводы, арматуру и устройства для создания напора в транспортируемой технологической среде (насосы).
Основные элементы технологического трубопровода — трубы, образующие с помощью соединительных и фасонных частей (гайки) трубопроводную систему. Трубы характеризуются наружным диаметром и толщиной стенки. На мясокомбинатах наиболее часто используют трубы из нержавеющей стали. Для удобства сборки, разборки и мойки трубопровод составляют из труб длиной 2—3 м. При разборной мойке трубопровода целесообразно применять муфтовое соединение. Для уплотнения муфтового соединения используют прокладку. изготовленную из пищевой резины, полиэтилена и других пластмасс. Штуцера и ниппеля приваривают к трубам атомно-водородной или аргонно-дуговой сваркой. Кроме труб из нержавеющей стали применяют трубы из меди, латуни, алюминия. луженные оловом, а также стеклянные и полимерные.
Для распределения, регулирования, смешения, отключения и сброса перемещаемых технологических сред трубопроводы снабжают арматурой. Она бывает запорной, регулирующей, дросселирующей, предохранительной и контрольной. Всю арматуру подразделяют на управляемую (работа выполняется по соответствующей команде) и автономную (работа совершается потоком рабочей среды или изменением ее параметров). По способу приведения в действие арматура бывает с ручным приводом (управляется за счет вращения маховика или рукоятки, насаженных на шпиндель или ходовую гайку) и приводной (действует от электрического, пневматического или другого привода).
Напор в транспортируемой технологической среде создается насосами различных конструкций, а также средствами вибро-, пневмо- и гидротранспорта.
Насос — это гидравлическая машина, преобразующая механическую энергию двигателя в энергию перемещаемой жидкости. Разность давлений продукта в насосе и трубопроводе обусловливает ее перемещение.
Насосы подразделяют на два типа: динамические (центробежные) и объемные. В центробежных насосах давление на продукт создается центробежной силой, возникающей при вращении исполнительного органа насоса (лопастных колес). В объемных насосах разность давлений возникает при вытеснении продукта из замкнутого пространства (корпуса насоса) исполнительными органами (шестерни, кулачки, винты, шнеки, ролики и т. п.), движущимися возвратно-поступательно или вращательно. К объемным насосам относят коловратные, шестеренные, шланговые, винтовые, шиберные и пластинчатые, поршневые, плунжерные, мембранные (диафрагменные). Центробежные насосы применяют для перекачивания жидких сред (бульонов, рассолов и др.), объемные — для перекачивания пластично-вязких продуктов (мясного фарша, жиров температурой, близкой к застыванию, и др.).
Передувочный 6ак__К7-ФП2-Е предназначен для пневмотранспортирования по трубопроводам мясных, жировых и нежировых мягких конфискатов, крови, мездры и технических зачисток. Его применяют на мясокомбинатах в цехах убоя скота и разделки туш и на птицефабриках. Бак включает в себя вертикальный цилиндрический сварной сосуд (непосредственно бак) и блок управления, состоящий из пневматического и электрического пультов. В верхней части бака имеются загрузочная воронка и затвор с пневмоприводом, датчик заполнения. Внутри пневматического пульта установлены пневмораспределитель для управления затвором и трехходовой кран для подачи сжатого воздуха в бак на передувку. К пневматическому пульту подводится сжатый воздух, а от него идут вводы к пневмоприводу затвора и непосредственно в бак. На вводе в бак установлены манометр и предохранительный клапан. Для санитарной обработки бака к пневматическому пульту через проходной кран подводится пар.
По мере загрузки бака уровень сырья повышается. Оно начинает контактировать с поверхностью датчика заполнения, при этом замыкается цепь и включается цветовая и звуковая сигнализация. При наличии сигнала о заполнении загрузку прекращают, с пневматического пульта закрывают затвор и подают сжатый воздух. Последний вытесняет сырье из бака и продвигает по трубопроводу. При его выходе из трубопровода давление воздуха резко падает, что свидетельствует об окончании передувки, после чего подачу воздуха в бак прекращают и открывают затвор. Цикл повторяется.
Разбавление транспортируемого продукта водой снижает рабочее давление перемещения, но уменьшает производительность. В начале работы транспортной линии необходимо пропускать через трубопровод в летний период холодную, а в зимний — горячую воду. В конце работы трубопровод промывают горячей водой и подсушивают воздухом в течение 10—15 мин.
При разбавлении сырья водой его загружают в передувочный бак и одновременно заливают водопроводную воду. При наполнении бака до 50 % загрузку прекращают, открывают кран на воздушной линии и подают одновременно сжатый воздух в передувочный бак и пневматический цилиндр механической герметизации бака. После выгрузки сырья из бака цикл повторяется.