Тема 1.1 НАДЕЖНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
Раздел 1 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Тема 1.1 НАДЕЖНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
1.1.1 Понятие «надежность» в технике
Теория надежности автомобилей является составной частью общей теории надежности техники и основывается на следующем положении: для любого технического объекта надежность — свойство данного объекта выполнять заданные ему функции, сохраняя при этом свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Надежность автомобиля — свойство сохранять в течение требуемого времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять необходимые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством и включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Безотказность — свойство автомобиля и его составных частей сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега без вынужденных перерывов в заданных условиях эксплуатации.
К основным показателям безотказности относится вероятность безотказной работы — вероятность того, что в пределах заданной наработки не возникнет отказ.
Наработка — объем выполненной автомобилем работы, выражаемый в километрах (пробега) или продолжительность его работы, измеряемая в часах.
Средняя наработка до отказа — математическое ожидание наработки автомобиля до первого отказа.
Гамма — процентная наработка до отказа — наработка, в течение которой отказ автомобиля или его составной части не возникнет с заданной вероятностью, выраженной в процентах.
Средняя наработка на отказ — отношение наработки к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Исправность — состояние автомобиля, при котором его параметры соответствуют всем техническим требованиям и автомобиль не имеет отказов.
Работоспособность — состояние автомобиля, при котором его параметры характеризующие его способность выполнять заданные функции, находятся в заданных пределах, т. е. автомобиль работоспособен, если он может перевозить пассажиров и грузы без угрозы безопасности движения
Переход автомобиля в неисправное, но работоспособное состояние называется повреждением (нарушение исправного состояния), а в неработоспособное состояние — отказом (нарушение работоспособного состояния).
Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) — свойство автомобиля в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению причин и последствий отказов, путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
К основным показателям ремонтопригодности относятся
средняя продолжительность и средняя трудоемкость выполнения
технического обслуживания или ремонта автомобиля.
Предельным состоянием называют такое состояние автомобиля, при котором дальнейшее его использование по назначению недопустимо, или экономически нецелесообразно.
Приспособленность — свойство автомобиля противостоять вредным воздействиям окружающей среды и способность к восстановлению своих технических параметров.
Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение заданного времени после хранения и (или) транспортировки.
Комплексными показателями надежности автомобиля являются коэффициенты технической готовности и использования.
Коэффициент технической готовности — вероятность нахождения автомобиля в работоспособном состоянии в любой момент времени, кроме планируемого, когда его использование по назначению не предусмотрено.
Коэффициент технической готовности рассчитывается по формуле
где lсс — среднесуточный пробег автомобиля; Дор — продолжительность простоя автомобиля при ТО-2 и TP на 1000 км пробега; К'4 — коэффициент корректирования продолжительности простоя при техническом обслуживании (ТО) и ремонте в зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации; Дкр — продолжительность простоя автомобиля на капитальном ремонте; l,крср — принятая к расчету средневзвешенная величина межремонтного пробега капитального ремонта.
В настоящее время автомобили практически не ставятся на капитальный ремонт и Дор = 0, тогда
Коэффициент технического использования — отношение времени пребывания автомобиля в работоспособном состоянии за определенный период эксплуатации к сумме математических ожиданий интервалов времени его пребывания в работоспособном состоянии, простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтами за тот же период эксплуатации.
Коэффициент технического использования рассчитывается по формуле
где Дрг — число дней работы автомобилей на линии в году; Дкг — число календарных дней в году.
1.1.2. Отказы и неисправности автомобиля
и их классификация
Отказ автомобиля —
Отказ автомобиля, связанный с его техническим состоянием, фиксируется в следующих случаях:
1.
2.
3.
4.
5.
1.1.3. Требования к техническому состоянию
автотранспортных средств, влияние его технического
состояния на безопасность движения
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, устанавливается на федеральном уровне.
ГОСТ 25478—91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки» определяет следующие неисправности автотранспортных средств, их систем, агрегатов, узлов и элементов и условия, при которых запрещается их эксплуатация:
Тормозная система
1.При дорожных испытаниях не обеспечиваются нормы эффективной рабочей тормозной системы, определяемые значениями таких параметров, как тормозной путь и установившееся замедление.
2.Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
3.Нарушена герметичность пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа за 15 мин после полного приведения их в действие.
4.Не работает манометр пневматического или пневмогид-равлического тормозного привода.
5.Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
• транспортных средств с полной нагрузкой на уклоне до 16 % включительно;
• легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии на уклоне до 23 % включительно;
• автопоездов в снаряженном состоянии на уклоне до 31 % включительно.
Рулевое управление
1.Суммарный люфт в рулевом управлении превышает 10° — для легковых автомобилей и созданных на их базе автобусов, 20° — для прочих автобусов и 25° — для грузовых автомобилей.
2.Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.
3.Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.
Внешние световые приборы
1. Число, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
1.Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
2.Не работают стеклоомыватели.
Колеса и шины
1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту
рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей —
1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.
Примечание. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
2.Шины имеют местные повреждения (пробои, прорезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
3.Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес.
4.Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют данной модели транспортного средства.
5.На одну ось автобуса или прицепа к нему установлены диагональные шины совместно с радиальными шинами или шины с различным типом рисунка протектора.
Двигатель
1.Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75.
2.Нарушена герметичность системы питания.
3.Неисправна система выпуска отработавших газов.
Прочие элементы конструкции
1.Отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортно-m средства зеркала заднего обзора, стекла.
2.Не работает звуковой сигнализатор.
3.Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, создающие возможность травмирования участников дорожного движения.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла промышленного изготовления (кроме зеркальных), светопроницаемость которых соответствует требованиям ГОСТ 5727—88. Допускается применять шторки на окнах автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего обзора.
4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей
кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, горловины цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийные выходы и устройства, приводящие их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева
и обдува стекол.
5.Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
6.Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства нпача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные страховочные тросы (цепи). Имеются зазоры в соединении рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7. Отсутствуют:
• на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);
• на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т противооткатные упоры (не менее двух);
• на мотоцикле с боковым прицепом аптечка, знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь).
8.На транспортных средствах, не принадлежащих оперативным и специальным службам, используются проблесковые маячки, звуковые сигналы с чередованием тонов и цветографические схемы, предусмотренные ГОСТ Р 50574—93.
9.Отсутствуют ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
10.Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
11.Регистрационный знак транспортного средства не отвечает требованиям стандарта.
12.Отсутствуют предусмотренные конструкцией или установлены без согласования с предприятием-изготовителем транспортного средства или иной уполномоченной на то организацией дополнительные элементы тормозных систем, рулевого управления и иных узлов и агрегатов.
1.1.4. Причины изменения технического состояния автомобиля
Изнашивание —
Износ —
Классификация видов изнашивания и их характеристика