Содействие субъектам инновационной системы в обеспечении доступа к новейшим разработкам и введении результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот
Обеспечение доступа российских компаний к информационной составляющей государственной системы учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет средств федерального бюджета, что станет важным элементом информационного обеспечения инновационной деятельности в рамках развития национальной инновационной системы.
Безвозмездная передача малым инновационным предприятиям лицензионных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет бюджетных средств за исключением результатов, имеющих особый режим обращения (базовые военные и двойные технологии).
Развитие законодательной и нормативно-методической базы, обеспечивающей оценку стоимости результатов научно-технической деятельности и их учёт в составе нематериальных активов, что в целом будет способствовать капитализации и росту стоимости имущественного комплекса предприятий, сохранению существующих научных и технологических достижений при приватизации, ликвидации и продаже предприятий научной сферы.
В первую очередь, необходимо гармонизировать нормативную базу бухгалтерского учёта нематериальных активов (ПБУ 14/2000) с требованиями МСФО 38 в направлении её радикального упрощения.
Расширение государственных программ по поддержке обучения (переподготовки) специалистов в сфере интеллектуальной собственности (инновационные менеджеры, патентоведы, судьи и адвокаты, оценщики), а также программ пропагандистского характера, имеющих целью привлечь общественное внимание к вопросам охраны, защиты и использования прав на интеллектуальную собственность.
Программная часть
Программная часть включает:
реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы, направленных на вовлечение в хозяйственный оборот и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности;
реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в части обучения (переподготовки) специалистов высокой квалификации в сфере интеллектуальной собственности.
Целевые индикаторы
1. Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения) | ||||
инерционная динамика | 1,6 | 1,9 | 1,94 | 1,99 |
с учетом реализации Стратегии | 1,6 | 2,0 | 4,0 | 5,5 |
2. Число зарегистрированных договоров об уступке патента и лицензионных договоров (тыс. ед.) | ||||
инерционная динамика | 2,0 | 2,3 | 2,6 | 3,1 |
с учетом реализации Стратегии | 2,0 | 2,9 | 4,6 | 8,1 |
3. Удельный вес нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (%) | ||||
инерционная динамика | 0,7 | 1,5 | 3,5 | 8,5 |
с учетом реализации Стратегии | 0,7 | 7,0 | 15,0 | 30,0 |
Модернизация экономики на основе технологических инноваций
Подзадачи:
(1) стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров;
(2) создание благоприятных условий для технологической модернизации отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок;
(3) формирование и реализация на основе частно-государственного партнерства приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, в рамках которых конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики обеспечивается преимущественно за счет технологий отечественной разработки.
Ключевые проблемы
§ В силу высокой конкуренции большинство компаний испытывают потребность в инновациях, но она находится в разрыве со спросом на инновации из-за высоких рисков, связанных с осуществлением инноваций, множественности административных барьеров, проблем доступа к долгосрочным финансовым ресурсам при неразвитости (недостаточной распространенности) механизмов частно-государственного партнерства. Это приводит к «отсечению» значительной части компаний второго эшелона от инновационной деятельности, при этом спрос на инновации сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора.
§ Длительный характер необходимых исследовательских работ в сочетании с краткосрочностью и непредсказуемостью государственной политики, определяющей спрос на технологические инновации, приводит к тому, что спрос на инновации со стороны компаний носит преимущественно спонтанный характер, при этом с их стороны отсутствует долгосрочный системный (программный) спрос на инновации.
§ Российская инновационная система чаще «предлагает» компаниям не инновационный продукт, а определенные полуфабрикаты. В этой связи компании должны идти на дополнительные риски, связанные с реализацией российских инновационных решений.
§ Влияние предложения на спрос в сфере инноваций остается весьма слабым, что связано с технологической отсталостью большинства компаний. Усиливается «эксплутационный разрыв» между числом созданных изобретений и числом изобретений, фактически внедренных на коммерческой основе в российских компаниях.
§ Использование в российской экономике существующего человеческого капитала и накопленных знаний ограничивается слабостью кооперационных связей между производственным и научным секторами, что проявляется в низком уровне диффузии знаний и инноваций на основе формирования научно-производственных сетей и рынков технологий.
§ Предпринимательский сектор характеризуется неразвитостью сетей субподряда, при этом малый инновационный бизнес плохо интегрирован в цепочки формирования стоимости. В сочетании с плохой восприимчивостью средних и крупных компаний к инновациям в силу их недостаточно эффективных систем управления это существенно ограничивает приток в предпринимательский сектор российских инновационных решений.
Основные меры
1. Стимулирование спроса на инновации в предпринимательском секторе, технологического перевооружения компаний, организации выпуска и экспорта новой высокотехнологичной продукции, создания новых высокотехнологичных фирм в следующих формах:
(1) субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым для выпуска новой высокотехнологичной продукции;
(2) установление нулевой таможенной пошлины при экспорте произведенной в Российской Федерации высокотехнологичной продукции;
(3) долевое участие государства в финансировании сертификации инновационной продукции на соответствие международным стандартам безопасности и качества;
(4) государственное софинансирование выставочной деятельности высокотехнологичных российских компаний;
(5) «настройка» мер государственной поддержки наукоемкого экспорта в соответствии с потребностями компаний «второго эшелона», среднего бизнеса, в частности государственное софинансирование маркетинговых затрат средних компаний при их выходе на зарубежные рынки;
(6) поддержка импорта перспективных технологических комплексов посредством предоставления инвестиционных кредитов и гарантий государственными институтами развития.
2. Налоговое стимулирование научно-технической деятельности и спроса на ее результаты, включая:
(1) анализ результативности существующих налоговых инструментов стимулирования научно-технической деятельности и спроса на ее результаты, в т.ч. вступивших в действие в 2006 г.;
(2) разработку и реализацию комплекса мер по снижению налоговой нагрузки на научную и инновационную деятельность, стимулированию вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;
(3) разработку и внедрение комплекса инструментов налогового стимулирования спроса на инновации в реальном секторе экономике.
Возможные варианты налоговых инициатив, ориентированных на стимулирование научно-технической деятельности и спроса на ее результаты, представлены в Приложении 5.
3. Содействие развитию международной технологической интеграции российских компаний путем:
(1) развития системы технических регламентов и гармонизация их с международными;
(2) совершенствования таможенного законодательства в направлении стимулирования использования различных режимов ввоза передовых технологий и обеспечения эффективной реализации совместных технологических проектов;
(3) совершенствования (детализации) таможенной классификации в интересах обеспечения прозрачности технологического экспорта и импорта;
(4) либерализации капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов;
(5) активизации зарубежного патентования отечественных результатов исследований и разработок, предполагаемых на экспорт;
(6) реализации мер, направленных на устранение лингвистического барьера, препятствующего эффективному экспорту инновационных продуктов и технологий, в частности, содействие развитию систем машинного перевода нового поколения.
4. Формирование общих условий для развития частно-государственного партнерства в сфере инновационной деятельности путем:
создания механизмов участия предпринимательского сектора в формировании прогнозов технологического развития Российской Федерации и определении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития страны;
совершенствования механизма и порядка формирования профильных федеральных целевых и ведомственных программ, имея в виду обеспечение участия предпринимательского сообщества в разработке концепций и проектов программ;
расширения практики взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества при размещении государственного заказа (экспертизе конкурсных заявок) в сфере науки и инновационной деятельности, включая ФЦП;
обеспечения развития системы важнейших инновационных проектов государственного значения, включая расширение объемов их бюджетного финансирования, установление порядка (методологии) их формирования и реализации в рамках федеральных целевых программ;
разработки механизмов использования средств Инвестиционного Фонда Российской Федерации на развитие инновационной деятельности, включая важнейшие инновационные проекты государственного значения;
формирования стратегий развития инновационно-активных территорий (включая наукограды, технополисы, ЗАТО), особых экономических зон технико-внедренческого типа;
разработка порядка создания центров трансфера технологий, образуемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов;
государственной поддержки формирования и развития региональных инновационных кластеров[16];
урегулирования – на законодательном уровне или в рамках совершенствования формы государственного контракта – вопросов приобретения и использования участниками реализации важнейших инновационных проектов государственного значения специального оборудования[17];
формирования мер государственного стимулирования капитализации интеллектуального потенциала промышленных компаний, в т.ч. для целей повышения их инвестиционной привлекательности и проведения IPO;
разработки механизмов участия Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского фонда технологического развития (РФТР) и других внебюджетных фондов НИОКР в реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
создание механизмов координации деятельности заинтересованных федеральных органов, а также субъектов предпринимательской деятельности, при решении общих или смежных задач государственной политики, разработке федеральных и ведомственных целевых программ и т.п.
5. Формирование системы технологического прогнозирования развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и механизмов определения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, включая:
создание системы (институциональных и организационных механизмов) технологического прогнозирования[18], включая использование методологии «foresight»;
разработку на постоянной основе долгосрочного прогноза мирового научно-технического развития;
формирование механизмов предоставления – на основе долгосрочного технологического прогноза – рекомендаций реальному сектору экономики (частному предпринимательству) по корректировке их бизнес-стратегий, а также ответственности государства (в т.ч., финансовой) за его недостоверность;
подготовку регулярных публичных государственных прогнозов изменения тарифов на услуги (продукцию) субъектов естественных монополий;
определение долгосрочной государственной политики в области технического регулирования (гармонизации на международном уровне технических регламентов и стандартов, в т.ч. экологических);
формирование методологии, нормативных правовых основ и механизмов установления и регулярного уточнения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития, обеспечение их «информационной прозрачности» для общества в целом и предпринимательского сообщества, в частности;
разработка механизмов использования результатов технологического прогнозирования и утвержденных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития при формировании и совершенствовании соответствующих федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля;
совершенствование системы целевых показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, имея в виду, в т.ч., формирование показателей, характеризующих инновационные аспекты развития соответствующих отраслей.
6. Государственная поддержка проектов совместных исследований компаний с институтами и университетами в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития путем:
(1) предоставления грантов государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности компаниям для проведения прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований;
(2) государственного софинансирования институтов и университетов в проведении прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.
7. Обеспечение инновационной направленности системы закупок для государственных нужд путем:
(1) оценки органами исполнительной власти долгосрочных потребностей в передовых технологиях и высокотехнологичных продуктах для решения возложенных на них задач;
(2) проведения тендеров по партнерским (с участием компаний и исследовательских организаций) исследовательским проектам в рамках закупок для государственных нужд;
(3) определение требований к крупным компаниям при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд по заключению субконтрактов с небольшими фирмами (в настоящее время существуют квоты по участию малых предприятий в выполнении заказов для государственных нужд только на первичном уровне – уровне госконтрактов);
(4) совершенствование правовой нормативной базы использования лизинга в интересах обеспечения закупок для государственных нужд (проблема связана с целесообразностью привлечения негосударственных инвестиций для создания технологически сложной продукции для государственных нужд в условиях ограниченных сроков действия государственных обязательств и недостаточной эффективности лизинговых операций в технологически сложных проектах).
8. Расширение и «программирование» спроса на инновации в крупных компаниях, находящихся под государственным контролем, путем:
(1) определения концепций инновационного развития таких компаний;
(2) разработки программ долгосрочных партнерских исследований, проводимых совместно с научными организациями;
(3) разработки планов внедрения в таких компаниях передовых российских разработок и мониторинга их выполнения.
Программная часть
Программная часть включает:
реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы, прежде всего, относящихся к блоку «Коммерциализация технологий»;
разработку и реализацию с 2007 г. ФЦП «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы, обеспечивающую ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечнем критических технологий Российской Федерации и приоритетами технологического развития и «достройку» необходимых элементов инновационной инфраструктуры;
модернизацию отдельных существующих ФЦП технологического профиля;
разработку и реализацию с 2007-2008 гг. 4-6 достаточно крупных «прорывных» ФЦП технологического профиля, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетам технологического развития
реализацию федеральных и ведомственных целевых программ технологического переоснащения наукоемких направлений в экономике страны, находящихся полностью или частично в сфере государственной ответственности: атомной, космической, авиационной промышленности, отдельных секторов ОПК и др.;
реализацию отраслевых «мегапроектов» в рамках ведомственных целевых программ.
Федеральные целевые программы технологического профиля должны отвечать следующим принципиальным требованиям:
(1) Предметом программы является развитие такого сектора российской экономики, где основным фактором обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке становятся российские технологии и подготовленные высококвалифицированные кадры;
(2) Программа ориентирована на занятие российскими компаниями значительной доли внутреннего рынка продуктов или услуг и (или) позиционирование в разумном масштабе на внешнем рынке;
(3) Программа направлена на капитализацию на территории России существенного объема результатов разработки новых российских технологий, ключевых для развития того или иного сектора российской экономики, при этом программа «открыта» для использования передовых зарубежных технологий, отечественных аналогов которым нет;
(4) Программа реализуется на основе активного использования инструментов частно-государственного партнерства, при этом основные инвестиции в развитие производства или сети высокотехнологических услуг должны осуществляться частным бизнесом;
(5) Управление программой обеспечивает ее гибкость и адаптивность, своевременное использование новейших научных достижений и технологических решений;
(6) Результаты программы характеризуются устойчивостью и потенциалом саморазвития – достигнутые позитивные сдвиги и тенденции в ходе реализации программы должны развиваться и после ее прекращения.
В ходе реализации Стратегии должны осуществляться периодическая оценка и коррекция федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля.
Основой для корректировки (уточнения) состава и содержания мероприятий действующих ФЦП технологического профиля и формирования новых целевых технологических программ должны стать две широкопрофильные технологические ФЦП:
(1) Федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России»[19] на 2007-2012 годы
С учетом опыта, который будут получен в 2005–2006 гг., с 2007 г. планируется разработка новой программы, развивающей результаты ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. Эта программа будет формировать технологическую базу для федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля и для российских коммерческих технологических компаний в целом и обеспечивать развитие соответствующей инновационной инфраструктуры.
Программу предполагается реализовывать в рамках следующих приоритетных тематических направлений:
- информационно-телекоммуникационные системы;
- индустрия наносистем, стратегические и перспективные материалы;
- технологии живых систем;
- рациональное природопользование;
- энергетика и энергосбережение;
- безопасность и противодействие терроризму.
Представленный перечень тематических направлений является открытым и предполагает возможность корректировки.
(2) Программа развития и трансфера двойных технологий.
В рамках этой программы должно обеспечиваться максимально эффективное использование гражданских разработок, финансируемых федеральным бюджетом в рамках других программ и проектов, а также стимулироваться трансфер технологий из военного сектора в гражданский. Программа должна формироваться с учетом объективной оценки результатов реализации ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)».
Данная программа должна осуществляться, в рамках расходов на оборону, совместно Минобороны России, Минпромэнерго России, Росатомом и Роскосмосом при участии Минобрнауки России. Роль Минобрнауки России в этой программе состоит в координации работ, в первую очередь, по обеспечению эффективного регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности при трансфере технологий из военного сектора в гражданский.
В 2006–2008 годах планируется как модернизация некоторых действующих федеральных целевых программ, так и создание ряда новых федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля.
Модернизация и развитие отдельных федеральных целевых программ технологического профиля предполагает, в частности, следующее:
(1) В целевых программах в сфере ИКТ предполагается усилить аспекты, связанные с расширением механизмов государственной поддержки развития российской отрасли ИТ, с активизацией мер по развитию национальной инфокоммуникационной инфраструктуры.
Данные задачи могут решаться совместными усилиями Мининформсвязи России, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Минобрнауки России как путем модернизации с 2006 года существующей ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», так и на основе формирования одной двух новых федеральных или ведомственных целевых программ.
(2) В 2006-2007 годах может быть запущена, по сути, новая программа развития российской авиатехники, предусматривающая использование существующих заделов в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» при ее существенной переработке.
Данная программа должна формироваться совместно Минпромэнерго России, Минобороны России, Минобрнауки России.
(3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. № 635 утверждена «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы», которая является долгосрочным плановым документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях. Научные исследования и разработки в рамках данной программы должны также служить реализации Стратегии.
В качестве предпосылок к формированию новых целевых программ технологического профиля рассматриваются:
(1) наличие потенциала для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке;
(2) наличие тенденций к развитию необходимого технологического и кадрового потенциала, соответствующих исследовательских программ;
(3) масштабы и динамика развития частно-государственного партнерства, наличие эффективных частных компаний соответствующего профиля для сотрудничества в реализации программы.
На этой основе можно выделить следующие потенциальные направления формирования новых федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля в 2007-2008 гг.:
1. Создание в России кластера специализированных, прежде всего диагностических высокотехнологических медицинских услуг и производства соответствующих препаратов и оборудования.
Основа для развития технологического потенциала: реализация направления «Технологии живых систем» ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».
Потенциальные разработчики программы:Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Минпромэнерго России.
Ориентировочный срок начала реализации программы: 2007 г.
2. Формирование в России кластера разработки и производства оптоэлектронных устройств, ориентированных на рынки светодиодных устройств и рынки осветительных приборов.
Основа для развития технологического потенциала: реализация направления «Нанотехнологии и материалы» ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».
Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Росатом.
Ориентировочный срок начала реализации программы: 2007 г.
3. Развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения на основе современных технологий использования органических энергоносителей, возобновляемых энергии, водородной и ядерной энергетики, химических источников тока. Крупнейшим элементом этой программы должна стать подпрограмма ускоренного развития атомной энергетики.
Основа для развития технологического потенциала: реализация направления «Альтернативные источники энергии и энергосбережение» ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».
Потенциальные разработчики программы: Минпромэнерго России, Минрегион России, Минобрнауки России, Росатом.
Ориентировочный срок начала реализации программы: 2008 г.
4. Формирование в России кластера разработки и производства высокотехнологичных материалов с заданными свойствами, в том числе для применения в строительстве, в добывающих отраслях, а также экологических, в том числе биоразлагаемых материалов.
Основа для развития технологического потенциала: реализация направления «Нанотехнологии м материалы» ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».
Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Минтранс России, МПР России, Росатом.
Ориентировочный срок начала реализации программы: 2008 г.
Помимо перечисленных направлений, может быть целесообразным формирование федеральных целевых программ технологического профиля в области использования энергии атомного ядра (управляемого термоядерного синтеза), развития микроэлектроники, биотехнологий.
Приведенный выше перечень перспективных ФЦП технологического профиля не означает, что предусматриваемые в них направления исчерпывают список поддерживаемых государством технологических разработок.
В рамках ведомственных целевых технологических программ министерства и ведомства должны получить возможность и методическую базу концентрации ресурсов для решения отраслевых технологических проблем, препятствующих реализации Перечня критических технологий Российской Федерации и соответствующих приоритетов технологического развития. Подготовительным этапом для формирования таких программ являются мероприятия по осуществлению отраслевых «мегапроектов» в 2003-2005 годах.
При реализации целевых программ технологического профиля должно быть предусмотрено разделение функций различных федеральных ведомств при эффективной координации их деятельности:
отраслевые ведомства – отвечают за привлечение к реализации программы коммерческих компаний, за содействие притоку частных инвестиций, за стимулирование развития рынков соответствующей продукции и услуг, за продвижение российских компаний на глобальный рынок, отвечают за стимулирование развития рынков соответствующей продукции и услуг;
Минэкономразвития России – отвечает за развитие специальных экономических институтов, обеспечивающих реализацию технологических программ, за совершенствование правовой базы;
Минобрнауки России – отвечает за координацию исследований и разработок, реализуемых как внутри технологических программ, так и в смежных программах, а также в РАН и отраслевых академиях наук, имеющих государственный статус, и вузах, за совершенствование правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, за содействие капитализации результатов научных исследований на территории России, за целевую подготовку кадров соответствующего профиля.
Целевые индикаторы
1. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке (%) | ||||
инерционная динамика | 5,6 | 6,4 | 7,5 | 10,0 |
с учетом реализации Стратегии | 5,6 | 8,5 | 15,0 | 18,0 |
2. Удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции (%) | ||||
инерционная динамика | 4,7 | 5,9 | 7,0 | 9,0 |
с учетом реализации Стратегии | 4,7 | 7,0 | 12,0 | 15,0 |
3. Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе (%) | ||||
инерционная динамика | 10,5 | 12,5 | 14,0 | 15,0 |
с учетом реализации Стратегии | 10,5 | 13,0 | 15,0 | 20,0 |
4. Удельный вес предприятий, осуществлявших организационные инновации, в общем их числе (%) | ||||
инерционная динамика | 28,5 | 32,0 | 40,0 | 45,0 |
с учетом реализации Стратегии | 28,5 | 35,0 | 50,0 | 60,0 |