XI. Опсихологиивпромышленном
Альпинизме
Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы
Ф.де Ларошфуко
Той иронией, которую читатель, надо надеяться, почувствовал в эпиграфе к этой главе и рисованной заставке, автор хотел подчеркнуть лишь то, что он ни в коей мере не собирается претендовать на роль эдакого мэтра или пророка на путях Промышленного альпинизма, Техноспорта, техноальпинизма или чего там еще. Но опытом своей работы на веревках, своим альпинистским опытом он, вероятно, заработал право не только иметь свое мнение, но даже иногда его и высказывать.
И тут уж вправе выбирать читатель, расценить все сказанное и выше и ниже, как мнение или как совет-рекомендацию. Хотя многое из сказанного опирается на требование наших Государственных стандартов и, следовательно, подлежит безусловному исполнению.
Но хотелось бы подвести еще раз некую логическую черту, пусть даже повторяясь в чем-то. Итак:
1. Промышленный альпинизм - это занятие, а точнее - работа с повышенной
степенью опасности.
2. Промышленный альпинизм - это занятие с тяжелыми и даже тяжелейшими
физическими нагрузками.
3. Промышленный альпинизм, как, собственно, и альпинизм вообще,
представляет собой занятие с повышенной нагрузкой на психику человека.
Хотя вообще-то человек в принципе обитает в среде, которая ему постоянно чем-нибудь угрожает. Опасности везде: можно попасть под машину, можно споткнуться на ровном месте и получить травму, может что-нибудь упасть сверху (сосулька, кирпич, кусок баллистической ракеты), можно и самому куда-нибудь упасть, можно ... и т.д. и т.п. Этих "и т.д." больше при различных опасных видах деятельности, к которым относится альпинизм и все его ответвления.
Однако опасность реализуется в аварийную ситуацию или даже в несчастный случай чаще всего лишь в результате неправильных действий самого человека, в результате его ошибок.
В старом фильме "Два бойца" Марк Бернес устами своего героя говорит, что маузер не может стрелять, если в нем отсутствует главная часть - голова владельца.
Эта "главная часть" должна постоянно присутствовать и у альпиниста, как в горах, так и на высотных работах. Но надо учитывать, что существуют обстоятельства, которые могут оказаться сильнее человека, и как раз этого, по возможности, не следует допускать.
Это, например, обстоятельства биологического характера.
Суть их в том, что организм человека автоматически выполняет функции самозащиты. Болевые ощущения, отдергивание руки от пламени и т.д. - все это сигналы, которые организм подает при различных угрозах. Сигналы, достаточно четко воспринимаемые человеком.
Но они, эти сигналы, могут быть и не такими четкими. Например, притупление остроты -это тоже сигнал опасности: внимание, перегрузка.
Поэтому альпинистскую деятельность нужно не доводить до этих перегрузок. То есть -повышать надежность самого альпиниста, коль скоро исключить опасность самой работы нельзя.
Путей здесь несколько.
Первый - повысить собственный уровень защищенности.Т.е. поднять уровень подготовленности организма, его тренированности. Говоря проще, нужно поддерживать свою спортивную форму. Чем она выше, тем дальше отодвигается барьер незащищенности.
Второй - вывести как можно больше своих действий в режим автоматизированных навыков,дойти до той степени мастерства, когда вы можете работать безошибочно, на "автомате". И здесь тоже нужна тренировка, обучение (или самообучение).
Третий - уменьшить число отвлекающих факторов до минимума.Ведь главный фактор психологического воздействия - высота - с вами всегда.
Независимо оттого, новичок вы в этом деле и вам попросту страшно (и нечего этого стыдиться, это естественно) или опытный верхолаз, который высоты не боится совсем (кстати, у опытных ошибки бывают чаще за счет притупления бдительности). Так вот, отвлекающим факторами могут быть предметы снаряжения, одежды, оборудования. И чтобы исключить их влияние, нужно всю подготовительную работу с ними - подгонку, наладку провести заранее, внизу, "долгими зимними вечерами".
Четвертый- экономно расходовать свои собственные ресурсы.Физические -стараясь не перегружаться, соблюдать по возможности режим труда и отдыха (ведь не зря во всем мире пришли к 8-ми часовому рабочему дню!), не допускать пиковых нагрузок. И психические - а вот тут важно все, о чем говорилось выше и не говорилось.
И состав вашей бригады, "психологический климат в ней", и психологическая совместимость всех ее членов между собой. Это важно и при выполнении каких-либо кратковременных работ, но гораздо важней, если работа длительная, в командировке, в отрыве от дома, где все-таки можно как-то отдыхать и "подзаряжаться".
В плане психологии не вредным оказывается умение пользоваться такими методами как, например, аутотренинг, который позволяет и хорошо настроиться на предстоящую работу, и оптимально использовать время для отдыха.
И еще один, чисто внешний аспект техники безопасности хотелось бы затронуть.
Нужно сказать то, что подразумевалось, а сказано не было: да, конечно, романтическая сторона промышленного альпинизма ("упоение на краю бездны") существует. Но без решения чисто экономических проблем длительно, профессионально, штатно такие работы выполняться не могут. Дело не только в том, что альпинист, рабочий Техноспорта должен получать оплату за труд в размерах, соответствующих степени вложенных физических, психических, профессиональных усилий. А и в том, что начинают работать чисто рыночные отношения: существует конкуренция, требуется реклама, требуются гарантии качества выполненных работ. Так вот, опыт показывает, что когда заказчик видит рабочий коллектив, бравирующий своей "смелостью" на грани, а иногда и за гранью правил техники безопасности, то такой стиль работы обеспечивает этому коллективу только антирекламу. А те времена, когда окажется, что "реклама - двигатель прогресса" - не за горами, они уже здесь.
Автор видит такой идеал организации производственных работ:
К объекту заказчика подъезжает автобус с бригадой и фургончик со снаряжением и оборудованием. Естественно, на автомобилях эмблема фирмы ("Техноспорт", например).
Та же эмблема на ярких представительских комбинезонах альпинистов, на их касках, снаряжении, оборудовании. У всех унифицированные системы ИСС с прошитыми бирками с данными об испытаниях и сроке годности. Такие же бирки на концах веревок.
После небольших официальных процедур допуска к работам бригада переодевается в более скромную рабочую одежду (но также подогнанную, функционально удобную, тоже с эмблемами), без лишних криков и суматохи налаживает системы спуска, подъема, страховки (да и какая может быть суматоха, если все уже отработано до мелочей?) и приступает к работе.
Со стороны видна только исключительная четкость во всем, аккуратность во всем, надежность. Совершенно исключается даже мысль о том, что при такой четкости
организации сама работа опасна или может быть выполнена некачественно.
По окончании работ подъезжает фирменный транспорт, так же быстро и аккуратно сворачивается и маркируется все снаряжение, бригада уезжает. На этом объекте ее с удовольствием примут опять.
Перед выездом на следующий объект снаряжение приводится в порядок, проверяется, отбраковывается, чистится. Оно должно быть не только готовым к работе, но и чистым.