Термины И ИХ определения, сокращения. В настоящем курсовом проекте (далее – Проект) рассмотрены вопросы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем курсовом проекте (далее – Проект) рассмотрены вопросы, связанные с разработкой технологического процесса сборки Обтекателя втулки винта самолета Ан-24.(на рис 1)
Рисунок 1(Ан-24)
50-местный пассажирский самолет, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями. В конструкции Ан-24 впервые в мировой практике на фюзеляже и в оперении применены клеесварные соединения взамен традиционной клепки. Это позволило значительно снизить трудоемкость изготовления и повысить долговечность конструкции. В составе «Аэрофлота» перевозил более одной трети всех пассажиров авиакомпании. Ан-24 стал родоначальником семейства самолетов, включающего более 40 модификаций и вариантов. Высокие летные качества и экономичность обеспечили Ан-24 экспорт в 38 стран мира. По числу проданных за рубеж самолетов Ан-24 прочно занял первое место в СССР.
20 октября 1959 г. - дата первого полета пассажирского самолета Ан-24.
Самолеты семейства Ан-24 выпускались серийно на трех авиационных заводах:
- Киевский 1959-79 гг.
- Иркутский 1967-71 гг.
В общей сложности построено около 1340 машин. Под обозначением Y7 Ан-24 производился в Китае.
По данным ГП «Антонов», сегодня более 430 самолетов Ан-24 продолжают работать в 26 странах мира.
Технические характеристики
- Экипаж: 3—5 человека
- Пассажировместимость: 48—52 человек
- Грузоподьёмность: 6500 кг
- Длина: 23,53 м
- Размах крыла: 29,20 м
- Высота: 8,32 м
- Площадь крыла: 74,98 м² с однощелевым центропланным закрылком, 72,46 м² с двухщелевым центропланным закрылком
- Масса пустого: 13 350 кг
- Масса снаряжённого: 13 489 кг
- Нормальная взлётная масса: 21 000 кг
- Максимальная взлётная масса: 21 000 кг (для самолёта АН-24РВ — 21 800кг, на доработанных самолётах (по условию прочности шасси) — 22 500 кг)
- Масса топлива во внутренних баках: 4850 кгСиловая установка : 2 × ТВД АН-24
- Крейсерская скорость двигателей: 2 × 2550 (2 × 1876)
Воздушний винт: АВ-72 серии 02
- Диаметр винта: 3,90 м
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 460 км/ч (приборная скорость)
- Максимальная скорость: 540 км/ч (приборная скорость при экстренном снижении)
- Крейсерская скорость: 460 км/ч (на высоте 6000 м)
- Скорость сваливания: 280 км/ч (приборная скорость, закрылки убраны)
- Практическая дальность: 1850 км
- Перегоночная дальность: 2820 км
- Практический потолок: 7700 м
- Скороподьёмность: 5—15 м/сек
- разбега: взлётная масса 21 000 кг
- пробега: посадочная масса 20 000 кг — 580 м
Информация, помещенная в соответствующих разделах Проекта, дает представление о процедурах технологического процесса сборки Обтекателя втулки винта самолета Ан-24 решениях, связанных с разработкой.
Термины И ИХ определения, сокращения
С целью полного и однозначного описания основных положений настоящего Проекта, в нем использованы известные, установленные действующими нормативными документами, а также другие термины и соответствующие им определения:
Базирование при сборке (базирование): обеспечение заданного положения СЧ относительно соответствующей сборочной базы при сборке СЕ.
Базовая поверхность: поверхность СЧ или элементов сборочной оснастки, используемая для базирования сопрягаемых с ней соответствующих СЧ или элементов оснастки.
Базовые отверстия (БО): отверстия в элементах сборочной оснастки и СЧ СЕ, используемые для их взаимной установки при базировании соответствующим способом.
Взаимозаменяемость геометрическая: в соответствии
с ОСТ 1.42064-80.
Геометрические параметры СЕ: геометрические размеры и форма соответствующих СЧ, входящих в конструкцию СЕ.
Действительный контур СЕ: аэродинамический контур СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, полученный в результате сборки СЕ.
Действительный обвод СЕ: аэродинамический контур СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, полученный в результате сборки СЕ.
Закрепление при сборке (закрепление): в соответствии
с ОСТ 1.42064-80.
Качественный критерий производственной технологичности: требование к основным элементам конструкции СЕ, определяющее обеспечение ее технологичности в целом.
Компонент ПЭО СЕ: составная часть ПЭО СЕ, позволяющая реализовать соответствующую функцию ПЭО СЕ.
Контроль сборочной оснастки для сборки СЕ: проверка соответствия размеров и форм базовых элементов сборочной оснастки заданным соответствующими компонентами ПЭО СЕ.
Контур СЕ: линия пересечения обвода СЕ вертикальной плоскостью, перпендикулярной ее наибольшей проекции.
Метод сборки: совокупность взаимосвязанных решений, регламентирующих способы базирования, виды сборочных баз, последовательность установки СЧ при сборке СЕ.
Метод увязки: метод согласования геометрических параметров базовых поверхностей СЧ и технологической оснастки для сборки СЕ.
Модель ПЭО СЕ (МПЭО СЕ): электронная твердотельная модель СЕ с точным выбором элементов сопряжения с покупными и комплектующими изделиями в сочетании с негеометрическими атрибутами, достаточными для разработки КД.
Монтаж сборочной оснастки для сборки СЕ: установка, обеспечение взаимного расположения в пространстве и закрепление элементов сборочной оснастки в соответствии с конструкторской и технологической документацией на оснастку.
Обвод СЕ: поверхность СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, обтекаемая в полете воздушным потоком.
Опора: неподвижный фиксатор, предназначенный для базирования СЧ в процессе сборки СЕ.
Отклонение контура СЕ: отклонение действительного контура от теоретического контура СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата.
Отработка конструкции СЕ на производственную технологичность: выработка комплекса конструкторских и технологических решений, направленных на обеспечение производственной технологичности конструкции СЕ, соответственно, на этапе ее сборки.
Оценивание производственной технологичности СЕ: проверка соответствия спроектированной СЕ условиям их технологичности, соответственно. Оценивание технологичности заканчивается ее оценкой.
Первоисточник информации: носитель значений геометрических параметров СЧ и технологической оснастки для монтажа и контроля соответствующей сборочной оснастки, применяемый для изготовления первоисточника увязки. Основные виды первоисточников информации: МПЭО, мастер-геометрия и пр.
Первоисточник увязки: первичный носитель увязанных значений геометрических параметров СЧ и технологической оснастки для монтажа и контроля соответствующей сборочной оснастки. Основные виды первоисточников увязки: чертеж, плаз, эталон, программа.
Подсборка СЕ, подсборка: СЧ, собираемая отдельно и выделенная технологом искусственно с целью сокращения цикла сборки СЕ в целом.
Полное электронное определение СЕ (ПЭО СЕ): часть ПЭО ЛА, в конструкцию которого входит СЕ.
Полное электронное определение ЛА: электронная модель ЛА, созданная на базе PDM-системы.
Прижим: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Производственная технологичность конструкции СЕ: совокупность предусматриваемых в процессе проектирования свойств конструкции, обеспечивающих минимальные трудовые и материальные затраты на освоение сборочного производства, изготовление в установленные сроки и в заданном количестве СЕ, в условиях соответствующего (-их) предприятия (-ий).
Сборка СЕ: комплекс работ по базированию, закреплению и выполнению соединений СЧ при сборке СЕ.
Сборная часть: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Сборочная база: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Сборочная единица (СЕ): объект Проекта, представляющая собой узел, панель, секцию, отсек, агрегат или систему как объект сборки.
Сборочная оснастка: часть СТО – технологическая оснастка, предназначенная для установки СЧ при сборке СЕ.
Сборочное приспособление для сборки СЕ (СП для сборки СЕ): сборочная оснастка, состоящая из фундаментных, каркасных, базирующих и базовых элементов и предназначенная для установки СЧ СЕ по соответствующему методу сборки.
Сборочные отверстия (СО): отверстия в сопрягаемых СЧ, используемые для их взаимной установки при базировании соответствующим способом и без применения сборочной оснастки.
Собираемость: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Соединение при сборке СЕ (соединение): в соответствии с
ОСТ 1.42064-80.
Составная часть СЕ (СЧ СЕ): элемент конструкции СЕ, представляющий собой деталь или сборную часть.
Способ базирования: базирование деталей и СЕ в процессе сборки СЕ, характеризуемое определенным составом сборочных баз.
Средства технологического оснащения для сборки СЕ (СТО сборки СЕ): совокупность оборудования, механизированного и режущего инструмента, технологической оснастки, применяемых при сборке СЕ.
Средство увязки: средство переноса увязанных значений геометрических параметров СЧ с первоисточника увязки на технологическую оснастку для монтажа и контроля сборочной оснастки. Основные виды средств увязки: инструментальные средства, шаблоны, макеты.
Схема сборки и увязки СЕ: графическое изображение (в виде условных обозначений) последовательности установки СЧ при сборке СЕ, с указанием первоисточников, средств увязки и увязываемых геометрических параметров базовых поверхностей СЧ, входящих в конструкцию СЕ.
Теоретический контур СЕ: контур, заданный ПЭО СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека, агрегата.
Теоретический обвод СЕ: обвод, заданный ПЭО СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека, агрегата.
Технологическая оснастка для монтажа и контроля: СТО, предназначенные для монтажа и контроля точности геометрических параметров сборочной оснастки для сборки СЕ.
Точность геометрических параметров СЕ: степень отклонения геометрических параметров СЕ от соответствующих заданных номинальных (теоретических) значений.
Точность увязки: степень соответствия величины отклонений фактического аэродинамического контура СЕ (представленной в виде панели. секции, отсека. агрегата), который получается при использовании соответствующего метод увязки, от теоретического.
Увязка: согласование геометрических параметров базовых поверхностей СЧ и сборочной оснастки.
Упор: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Условие производственной технологичности конструкции СЕ: соответствие максимально возможного количества геометрических и негеометрических атрибутов СЕ соответствующим качественным критериям технологичности ее конструкции.
Установка при сборке (установка): базирование и закрепление детали или СЕ при сборке.
Фиксатор: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Электронная модель детали (ЭМД): МПЭО детали.
Электронная модель СЕ (ЭМСЕ): МПЭО СЕ.
Чертеж электронный (ЧЭ): оформленная надлежащим образом в установленном порядке и зафиксированная на машинном носителе техническая информация, состоящая из:
- реквизитной части, включающей идентифицирующие атрибуты (данные об авторе, время и место создания и т.д.) и электронную цифровую подпись;
- содержательной части, включающей совместно обрабатываемые графические, текстовые и числовые данные.
CAD-система: система, обеспечивающая компьютерное проектирование СЧ ЛА, с последующим автоматизированным формированием комплекта конструкторской документации (КД).
CAD/CAM-система: система, обеспечивающая интегрированное решение задач разработки КД и формирования УП для изготовления СЧ ЛА на оборудовании с ЧПУ.
CAE-система: система, обеспечивающая поддержку инженерных расчетов (система инженерного анализа).
CAM-система: система, обеспечивающая автоматизированное формирование, на основе имеющейся ЭМ ЛА, управляющих программ (УП) для изготовления СЧ на оборудовании с ЧПУ (система ТПП).
CAD/CAM/CAE/PDM-система: целостная интегрированная система, обеспечивающая создание и поддержку ПЭО ЛА.
EDM-система: система управления инженерными данными.
PDM-система: часть РLM-системы ЛА, обеспечивающая, в том числе:
- управление информацией о ЛА;
- доступ к проектной информации и управляющим процессам проектирования;
- интегрирование информации разных форматов и типов;
- совместную работу EDM-, PIM-, TDM-, TIM-систем.
PIM-система: система управления документацией (информацией о ЛА).
PLM-система: система управления жизненным циклом (ЖЦ) ЛА, функционирующая, в том числе, на основе ПЭО ЛА.
TDM-система: система управления техническими данными.
TIM-система: система управления технологической информацией.
В настоящем Проекте использованы следующие сокращения:
БО – базовое отверстие
КД – конструкторская документация
КТД – конструкторско-технологическая документация
КИМ – контрольно-измерительная машина
ЛА – летательный аппарат
ЛЦИС – лазерные центрирующие измерительные системы
ММ – металлический материал
МПЭО – модель ПЭО
МШ – шарнирный момент
НД – нормативные документы
ОСБ – отверстие под стыковой болт
ПИМ – плазово-инструментальный метод
ПКИ – покупные комплектующие изделия
ПКМ – полимерный композиционный материал
ПММ – плазово-макетный метод
ПРИМ – программно-инструментальный метод
ПРММ – программно-макетный метод
ПРШМ – программно-шаблонный метод
ПШМ – плазово-шаблонный метод
ПЭО – полное электронное описание
СЕ – сборочная единица
СО – сборочное отверстие
СП – сборочное приспособление
СТО – средства технологического оснащения
СЧ – составная часть
ТП – технологический процесс
ТПП – технологическая подготовка производства
УП – управляющая программа
УСП – универсальное сборочное приспособление
ЧПУ – числовое программное управление
ЧИМ – чертежно-инструментальный метод
ЧММ – чертежно-макетный метод
ЧШМ – чертежно-шаблонный метод
ЧЭ – чертеж электронный
ЭИМ – эталонно-инструментальный метод
ЭММ – эталонно-макетный метод
ЭШМ – эталонно-шаблонный метод
ЭМ – электронная модель
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем КСТ использованы положения следующих нормативных документов:
ОСТ 1.41085-82 | Технологичность конструкций агрегатов. Основные понятия. Общие положения. |
ОСТ 1.41623-76 | Технологичность конструкций агрегатов. Правила обеспечения производственной технологичности конструкции механообрабатываемой детали. |
ОСТ 1.41708-2003 | Технологическое обеспечение разработки и постановки на производство летательных аппаратов. Порядок отработки конструкции изделия на производственную технологичность. |
ОСТ 1.41711-77 | Конструктивно-технологическая отработка агрегатов. Порядок проведения отработки. |
ОСТ 1.42064-80 | Сборка самолетов. Термины и определения. |
ОСТ 1.42106-81 | Контроль обводов аэродинамических линейчатых поверхностей агрегатов в сборочном приспособлении. Типовой технологический процесс. |
ОСТ 1.42113-83 | Монтаж и контроль сборочной оснастки с помощью лазерных измерительных систем. Типовой технологический процесс. |
ОСТ 1.42296-85 | Система увязки геометрических параметров и обеспечения взаимозаменяемости узлов и агрегатов летательных аппаратов. |
ОСТ 1.42390-95 | Технологическое обеспечение разработки и постановки на производство летательных аппаратов. Порядок разработки и содержание директивных технологических материалов. |
ОСТ 1.42298-88 | Технологический контроль конструкторской документации изделий основного производства. |
ОСТ 1.51695-83 | Приспособления для сборки агрегатов. Детали и узлы каркасов приспособлений. Общие технические требования. |
ОСТ 1.51732-81 | Приспособление для сборки изделий. Изготовление и монтаж. Технические требования. |
РТМ-1223 | Сборка узлов и агрегатов крупногабаритных самолетов. |
РТМ 1.4.1864-88 | Сборка агрегатов широкофюзеляжных изделий. |
ТР 1342-76 | Повышение точности увязки элементов обводообразующей оснастки. |
ТР 1.4.099-76 | Контроль обводообразующих элементов заготовительно-штамповочной и стапельно-сборочной оснастки, изготовляемой на оборудовании с ЧПУ. |
ТР 1.4.1219-83 | Увязка геометрических параметров и обеспечение взаимозаменяемости обводов узлов и агрегатов летательных аппаратов. |
ТР 1.4.1791-87 | Выбор оптимальных методов и средств обеспечения взаимозаменяемости узлов и агрегатов. |
ММ 1.4.1652-86 | Анализ и классификация сборочных единиц, деталей и технологического оснащения, выходящих на теоретический обвод агрегатов планера. |
КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ
АНАЛИЗ КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ОБТЕКАТЕЛЬ ВТУЛКИ ВИНТА. НАЗНАЧЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ, СОЕДИНЕНИЙ И Т.П.)
Самолетом называют летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила создается неподвижной несущей поверхностью (крылом) в результате обтекания ее набегающим потоком воздуха. Сила тяги, необходимая для полета, создается силовой установкой (реактивным двигателем или с помощью винтомоторной группы: воздушного винта и вращающего его двигателя).
ОБТЕКАТЕЛЬ
— специальная надстройка к некоторым деталям самолета для придания им хорошо обтекаемой формы. Напр. на круглые трубы надевается легкая деревянная или металлическая конструкция, придающая им так наз. "каплевидное" сечение, дающее минимальное лобовое сопротивление.
Возду́шный винт, пропе́ллер —лопаточная машина (лопастной агрегат), приводимая во вращение двигателем и предназначенная для преобразования мощности (крутящего момента) двигателя в тягу.
Воздушный винт применяетса в качестве двигателя для самолётов и вертолётов с поршневими и турбовинтовими двигателями.
В зависимости от наличия возможности изменения шага лопастей воздушный винт подразделяются на винты фиксированного и изменяемого шага. В зависимости от способа использования воздушные винты делятся на тянущие и толкающие.
Лопасти винта, вращаясь, захватывают воздух и отбрасывают его в направлении, противоположном движению. Перед винтом создаётся зона пониженного давления, за винтом — повышенного. Вращение лопастей воздушного винта приводит к тому, что отбрасываемые им массы воздуха приобретают окружные и радиальные направления и на это расходуется часть энергии, подводимой к винту.
КПД современных воздушных винтов достигает 82–86 %, что делает их очень привлекательными для авиаконструкторов. Самолеты с турбовинтовыми силовыми установками значительно экономичнее , чем самолеты с реактивными двигателями. Однако воздушный винт имеет и некоторые ограничения, как конструктивного, так и эксплуатационного характера. Часть этих ограничений описана ниже.
· «Эффект запирания». Этот эффект возникает либо при увеличении диаметра воздушного винта, либо при увеличении скорости вращения, и выражается в отсутствие роста тяги с увеличением мощности, передаваемой на винт. Эффект связан с появлением на лопастях винта участков с околозвуковым и сверхзвуковым течением воздуха (т. н. волновой кризис).
Это явление накладывает существенные ограничения на технические характеристики самолетов с винтомоторной силовой установкой. В частности, современные самолеты с воздушными винтами, как правило, не могут развить скорость более 650—700 км/ч. Самый быстрый винтовой самолёт — бомбардировщик Ту-95 — имеет максимальную скорость 920 км/ч.
- Повышенная шумность . Шумность современных самолетов в настоящее время регламентируется нормами ICAO. Воздушный винт в эти нормы не вписывается.
Обтекатель втулки винта Ан-24 состоит из следующих СЕ (в скобках указаны номера позиций на чертеже обтекателя втулки винта): козырек (1), кольцо (2,), диафрагма (3), обечайка (4,), профиль (5,6,7), оканцовка(8,9), кок (11); пластина (12), пружина (12), замок сборочный (13,14), материалы деталей: Д-16АТ, 30ХГСА. Соединения: заклепками.