Использование игровых технологий в рамках образовательной области «Технология»

Забельская Ольга Анатольевна,

Казайкина Оксана Сергеевна

Одной из важнейших задач учителя является привлечение внимания обучающихся к предмету и построение обучения на таком уровне, чтобы обучающиеся понимали и принимали цели, поставленные учителем, а также были активными участниками их постановки и реализации.

На сегодняшний день учебная деятельность для большинства детей имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д. Это часто вступает в противоречие с познавательным интересом учащихся. Поэтому необходимо искать такие формы и методы обучения, при которых бы, познавательные мотивы гармонично сочетались с требованиями учебных программ. Одной из таких форм организации учебной деятельности, в настоящее время успешно применяемой в рамках предметной области «Технология», является игра.

Игровую деятельность в своей педагогической практике мы применяем для:

· расширения кругозора учащихся;

· развития познавательной деятельности;

· формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

· для развития общеучебных умений и навыков.

С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако для современного образования все еще остается представление об учении как о тяжелом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге, в свободное от учебы время. В то же время, изменения, происходящие в современном обществе, связанные с нарастанием потока информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. Здесь нам на помощь и приходит игра.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Мы уверены, что актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объема разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а с другой стороны, все более масштабным использованием СМИ игровых технологий.

В настоящее время важной задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации, её активному использованию. Этого мы достигаем через участие наших обучающихся в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать полученные знания и сформированные умения.

Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован.

Потребность в игре и желание играть у обучающихся необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Проблема заинтересованности обучающихся в изучении технологии была и остается актуальной в современной школе, но гармоничное сочетание учебной и игровой деятельностей будет способствовать формированию положительных мотивов учения, повысит интерес к изучению технологии а, следовательно, повысится эффективность обучения.

В свою очередь уроки-игры можно использовать на уроках при изучении нового материала, повторения и закрепления пройденного материала.

Уроки в виде игры не рекомендуется проводить часто, т.к. ученики будут воспринимать урок просто как игру, а не средство получения знаний. Однако можно использовать кратковременные игры как фрагмент урока в качестве мотивации к учебной деятельности. Кратковременные игры можно проводить как в начале урока, так и в конце.

Интерес учащихся к предмету нужно поддерживать не только на уроках, но и во внеурочное время, что очень важно в условиях перехода на ФГОС ООО. Это помогает не только глубокому и прочному усвоению материала, но и развивает познавательную активность, направленность на поиск, обработку и усвоение информации.

Таким образом: применение на уроках игр, способствует формированию познавательного интереса учащихся, а, следовательно, более качественному усвоению учебного материала. Рассмотрим подробнее некоторые игры, которые можно использовать на уроках при изучении раздела «Кулинария» курса «Технологии ведения дома» в 5 – 7 классах

Приложение 1

Наши рекомендации