Емельянова Елена Викторовна

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника. Кроме того, "Технология" — основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, которая знакомит с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствует нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профессиональная ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять технологию работы учителя, т.к. требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.

В соответствии с ФГОС ООО, базовой образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии. УУД представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД. Возможности нашего предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Содержание учебной деятельности на уроках достаточно наглядно и понятно, благодаря практической проработки большей части материала, а значит, легче усваивается учениками. Интересы учеников от года к году меняются. Современный учитель технологии обязан уметь варьировать содержанием программы в зависимости от реальной материально - технической базы по предмету, учитывая склонности, способности, потребности учащихся; видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:

1. Системно-деятельностный (проблемное обучение);

2. Метапредметный (интегрированный);

3. Компетентностно-ориентированный.

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат; обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.

Хотелось бы отметить и то, что любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая и физическая. В отличие от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.

Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию. Для достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения целесообразно использовать бинарные, межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок - деловая игра; урок-соревнование, урок-аукцион, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-консультация т.д. Данные формы учебных занятий, имеют нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют их оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, преодоление перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих принципах:

1. Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).

2. Принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения учащихся).

3. Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:

- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);

- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);

- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).

Условиями эффективной реализации преподавания технологии являются:

-субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;

-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;

-стимулирование познавательной активности учащихся;

-осуществление мониторинга уровня развития УУД.

Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Для реализации ФГОС ООО в предметной области технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системно-деятельностного подхода. Технологическое образование по своей сущности действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения.

Актуальность педагогического проекта - программ внеурочной деятельности «Макетирование рубленных строений» и «Организация проектно-исследовательской деятельности».

По определению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в результате обучения на второй ступени пропедевтического технологического образования обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Достичь поставленной цели и получить результаты, определенные стандартом второго поколения, только традиционными методами уже невозможно.

Представленные в настоящее время в педагогической теории и практике различные парадигмы образования определяют развитие технического творчества учащихся. А введение в базисный план общеобразовательных школ Российской Федерации образовательной области «Технология» коренным образом изменило не только содержание трудовой подготовки обучаемых, но и формы, методы и средства обучения. При этом одним из основных содержаний данного направления стало дальнейшее развертывание проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Проблема педагогического проекта

Культура воспроизводства, составляющая основу традиционной педагогической системы мало соответствует получению нового продуктивного опыта творчества учащихся.

Проектная идея

ž Внедрение программ внеурочной деятельности «Макетирование рубленных строений» и «Организация проектно-исследовательской деятельности» создает условия для реализации регионального компонента, который направлен на формирование технологической культуры обучающихся, развитие потребности учащихся к самостоятельному поиску информации, навыка самоорганизации. Знание основ исследовательской деятельности позволит организовать индивидуальную работу, исследуя различные аспекты техносферы. Умения, приобретенные в результате освоения программы обучающийся может использовать в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание эффективной технологии развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии и во внеурочное время.

Задачи:

• Создание благоприятных условий для проектно-исследовательской деятельности учащихся.

• Формирование целостных представлений о технологии на основе личностного осмысления технологических фактов и явлений.

• Формирование гуманного, партнерского отношения в группе учащихся.

• Освоение проектно-исследовательских методов обучения.

• Освоение компетенций – умение действовать автономно: планировать, организовывать и защищать личностные планы, самостоятельно приобретать знания; способность работать с разными видами информации, осмысливать ее и применять для расширения своих знаний.

• Ориентация гимназистов на будущую профессиональную деятельность.

Позитивные эффекты реализации опыта:

• формирование положительного отношения к технологии как средству удовлетворения актуальных личностных потребностей;

• использование современных образовательных технологий, способствующих овладению обучающимися приемами и способами работы с различными источниками информации, позволяющими самостоятельно «добывать» знания;

• коллективное планирование и поиск активных форм социально-педагогического взаимодействия для педагогов и обучающихся;

• применение педагогики сотрудничества, позволяющей ученику ощутить себя субъектом собственной учебной деятельности, способным к саморазвитию и самореализации.

Сущность педагогического проекта

Чтобы по веянию времени молодой человек имел возможность бесконфликтно войти в мир техносферы, которая является главной составляющей окружающей человека действительности, он должен стать творчески активной, думающей, самостоятельной личностью.

Здесь важную роль может сыграть правильный подбор объектов труда, имеющих практическую направленность (как-то: сувениры, подарки, предметы быта, наглядные пособия, приспособления и др.). Если конечным продуктом подобной деятельности становится самостоятельно изготовленное изделие, то ребенок чувствует, что вовлечен в творческую деятельность. И тогда у него появляется желание творить дальше.

Этому в полной мере соответствует широко применяемый в последние годы в России метод проектов.

Создание благоприятных условий для проектно-исследовательской деятельности обучающихся, развитие их творческих способностей может быть достигнуто за счет организации внеурочной деятельности. Здесь в наибольшей мере возможно реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию с учетом психологических и физических способностей детей, их уровня обученности.

Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты в сторону трудового обучения. Но как сказал В.В. Путин, что сейчас в наше время нужно поднимать рабочий класс, и открывать заново профессиональное образование, которое было закрыто в 90-ых годах. Поэтому независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения). Пособие для учителей и методистов. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. – М.: Просвещение, 2013.

4. Проект. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2013

Наши рекомендации