Алгоритм расчета долговечности основной опоры ротора
Опорные реакции, действующие в вертикальной плоскости:
Опорные реакции, действующие в горизонтальной плоскости:
Суммарные реакции в опорах вала:
Суммарные реакции в опорах вала:
Определение изгибающих моментов.
Максимальный изгибающий момент будет действовать в сечении А в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В сечении В изгибающий момент будет возникать только в горизонтальной плоскости.
Изгибающий момент, действующий в вертикальной плоскости:
Изгибающий момент, действующий в горизонтальной плоскости:
Максимальный суммарный изгибающий момент:
Определение напряжений, возникающих в сечении А.
Под воздействием расчетного крутящего и изгибающего моментов в сечении А возникают нормальное и касательное напряжение:
Параметры симметричного цикла нагружения вала.
Минимальные напряжения цикла:
Амплитуда цикла:
Средние напряжения цикла:
Определение коэффициентов запаса прочности.
Запас прочности при расчете на усталостную прочность по нормальным напряжениям:
,
где s-1 = 0,47 sВ.
Запас прочности при расчете на усталостную прочность по касательным напряжениям:
,
где t -1 0,586 sВ.
Запас прочности при совместном действии крутящего и изгибающего моментов:
Условие соблюдения прочности:
Расчет подшипников качения
Выбор подшипников качения
Подшипники качения подбирают по статической грузоподъемности или заданной долговечности.
По статической грузоподъемности выбирают подшипники, у которых угловая скорость вращающегося кольца не превышает 1 об/мин ≈ 0,1 рад/с
Выбор подшипников по динамической грузоподъемности
Критерием для выбора подшипника служит неравенство Стр< С, (1)
где Стр — требуемая величина динамической грузоподъемности подшипника;
С — табличное значение динамической грузоподъемности выбранного подшипника
Для радиальных и радиально-упорных подшипников динамическая грузоподъемность представляет собой постоянную радиальную нагрузку, которую группа идентичных подшипников с неподвижным наружным кольцом сможет выдержать до возникновения усталостного разрушения рабочих поверхностей колец или тел качения в течение одного миллиона оборотов внутреннего кольца.
Для упорных подшипников определение динамической грузоподъемности аналогично, но вместо радиальной для них подразумевается осевая нагрузка
Формулами 2 и 3 выражена зависимость между приведенной нагрузкой подшипника Q, его долговечностью, выраженной в миллионах оборотов вращающегося кольца и обозначаемой L, или долговечностью Lh, выраженной в часах работы, и угловой скоростью n об/мин.
α — коэффициент, зависящий от формы кривой контактной усталости и принимаемый для шариковых подшипников α = 3 и для роликовых α = 10/3.
Формулы справедливы при любом n > 10 об/мин, но не превышающем предельного значения n пред для данного типоразмера подшипника. Предельные значения (n пред) указаны в ГОСТах на подшипники (так как случаи работы подшипников при n > n пред встречаются редко, здесь значения не даны). При n = 1 ÷ 10 об/мин расчет ведут, исходя из n = 10 об/мин
Часто при подборе подшипников приходится определять расчетную долговечность выбранного подшипника, в частности, это необходимо в тех случаях, когда подбор подшипника ведут методом последовательных приближений. Расчетную долговечность (в миллионах оборотов или в часах) определяют по табличному значению динамической грузоподъемности и величине приведенной нагрузки по формулам 4 и 5
В качестве расчетной долговечности партии идентичных подшипников принято число оборотов (или часов при данной постоянной скорости), в течение которых не менее 90% из данной партии подшипников должны проработать без появления первых признаков усталости металла.
Полезно иметь в виду, что практически значительная часть подшипников будет иметь фактическую долговечность значительно более высокую, чем расчетная. Это обстоятельство следует учитывать в первую очередь при выборе желаемой долговечности подшипника и не назначать ее чрезмерно большой.