Понятия масштабности и немасштабности
Швейная машина никак не воспринимается сделанной в натуральную величину, она производит впечатление макета обычной большой настольной швейной машины, макета, выполненного в масштабе 1:2,5 или даже 1:3. В действительности же она именно такая, как показано на рисунке — маленькая, умещающаяся на ладони человека.
Точно такое же впечатление остается от маленького настольного токарного станка — он воспринимается сильно уменьшенной копией средних размеров напольного станка. И наоборот, кружка в действительности очень больших размеров, если бы рядом не было руки, выглядела бы как кофейная чашка.
Этот пример иллюстрирует распространенное явление, когда проект того или иного предмета или сам предмет смотрятся как бы выполненными в другом масштабе (большем или меньшем), чем это есть в действительности, т. е. когда создается совсем иное, ложное представление об истинных размерах этого предмета. В таких случаях говорят, что вещь немасштабна.
Это явление очень тесно связано с только что разобранными закономерностями построения форм большого и малого организмов, а также с привычными представлениями человека о том или ином предмете. Как в природе каждому виду растения (определенным видам цветов, деревьев и др.), определенному виду животных и насекомых (муравью, бабочке, оленю, слону и т. п.), так и в предметном мире, создаваемом человеком, каждому виду или типу предметов (жилому дому, определенному общественному зданию, велосипеду грузовой машине, ювелирному изделию, посуде, прибору, станку и т. д.) свойствен свой масштабный строй, или масштаб, т. е. та или иная степень крупности (или измельченности) форм.
Геометрический анализ
Рассмотрим часть столового набора — три ложки: столовая, десертная, чайная. Ложки, взятые сами по себе, вне связи друг с другом, довольно красивы как по общему рисунку, так и по пластике, по сочетанию материалов, по качеству отделки. Рассматривая внимательно их формы, проведя геометрический анализ пропорциональных отношений в каждой ложке, мы видим, что форма их идентична, хотя размеры ложек — разные.
У всех трех ложек одинаковая форма черпака, одинаковая форма ручек (одни и те же соотношения длины ручек к средней их ширине и один угол наклона боковых граней); одни и те же пропорции: верхняя часть ложки — черпак и в столовой, и в десертной, и в чайной составляет 1/4 общей высоты; в одних и тех же отношениях расчленены ручки на металлическую часть и часть, одетую капроном. Такое полное подобие форм в однородных предметах, имеющих разные абсолютные размеры, но в то же время составляющих единый комплект, — противоестественно.
А как более правильно было бы подойти к созданию такого набора, более правильно найти и определить форму каждой ложки с учетом ее величины? Одно из возможных решений приводится на рисунке. Здесь каждая ложка решается не отдельно, не изолированно, а как составная часть группы, как ее элемент или большого, или среднего, или малого размера. Именно этим обусловлены в известной степени формы ложек точнее — различия их форм. Формы любых предметов, в том числе и ложек, определяются прежде всего их функцией, зависят также от материала, от технологии и способа производства и ряда других условий. В данном случае рассматривается только зависимость формы предмета от его абсолютных и относительных размеров.
В предложенной последовательности изменения форм ложек, их пропорций, членений в зависимости от их размеров есть определенная логика и закономерность.
Отношения между отдельными элементами ложек приводятся на рисунке не как какое-то выражение абсолютно правильных пропорций для того или иного размера ложек и не как характеризующие точно найденную их градацию между отдельными ложками в наборе. Они даются здесь лишь с одной целью — для показа и прослеживания более правильной общей тенденции в изменении форм ложек с изменением их величины.
Предложенное решение форм ложек не единственно возможное и не может рассматриваться как вполне законченное и совершенное в функциональном, эстетическом, пластическом и конструктивно-технологическом отношениях. Конкретных решений в пределах этой общей правильной тенденции может быть много, в зависимости от конкретных задач, стоящих перед автором, от конкретной среды и условий, для которых эти предметы предназначаются (кухни или банкетного зала и т. п.), от личных вкусов и замысла художника и т. д. За счет других форм и других пропорций может быть создан иной «художественный образ», достигнуты иная выразительность и иное эмоциональное воздействие.
Варианты пропорциональности величин
Рассмотрим два варианта решения разной емкости пудрениц. В первом варианте формы всех трех пудрениц отличаются лишь абсолютными размерами. Второе решение принципиально более верно: у большей пудреницы отношение высоты к диаметру примерно равно 1:4, у второй, меньшей, это отношение ближе, около 1:3, и в третьей 1:2, т. е. чем меньше емкость, тем форма компактней.
Правильнее решен во втором варианте и хваток на крышке; во всех трех размерах пудрениц он одной высоты, что функционально целесообразно, так как везде за него берут тремя пальцами. В первом варианте хваток уменьшается пропорционально величине пудреницы, и в маленькой он становится настолько мал, что взяться за него почти нельзя. И композиционно решение хватка во втором варианте более грамотно, так как, оставаясь равного размера во всех трех случаях, эта деталь с уменьшением размеров пудреницы становится по отношению к общей форме более значимой.
В изделиях чайной посуды, показанных на рисунке, мы встречаемся с неверной трактовкой росписи на малых и больших предметах.
Роспись — это деталь, принадлежащая поверхности. В данном случае эта деталь во всех трех предметах — двух чайниках и полоскательнице или пиале — по форме и пропорциям одинаковая, это — цветной квадрат, только разной величины. На большой поверхности (чайниках) количество этих деталей значительно меньше, чем на малой (на пиале). Правильно ли это? По-видимому нет, так как большой организм должен отличаться от меньшего как раз усложнением деталей и большим их количеством. Кроме того, отношение величины детали к целому в малом предмете должно быть больше, чем в большом, а не наоборот, как это решено в разбираемом примере. Поэтому более правильным было бы решение, показанное на следующем рисунке, где пиала расписана в один ряд примерно той же величины квадратами, что и на чайниках, но количество их в ряду на меньшем будет меньше.
В этом случае деталировка на пиале — малом предмете с малой поверхностью — будет отличаться от деталировки чайников — больших предметов с большой поверхностью — не только меньшим общим количеством деталей, но и более простым и более бедным их расположением на пиале в один ряд, на чайниках — в два и три ряда, в то время как в первом случае на низком чайнике и на пиале они располагались одинаково в два ряда.
Тектоничность
Одним из несомненных достоинств формы (с точки зрения ее эстетической выразительности) является тектоническая правдивость промышленных изделий, т. е. выявление в их форме наиболее существенных и характерных свойств, присущих используемым материалам и данной конструкции.
Знание в совершенстве всех возможностей материала, его внешних черт, связанных с различными технологическими операциями, помогают художнику свободно и широко использовать в композиционной работе всю палитру его состояний, все свойства материала, проявляющиеся в его внешних характеристиках: массе, фактуре, текстуре, пластике и цвете, а также особенностей конструктивных решений.
Определения основных понятий, связанных с тектоничностью формы, применительно к объектам художественно-конструкторского проектирования можно сформулировать следующим образом. Тектоника — это одно из средств эстетической выразительности форм, связанное с материально-конструктивной основой объекта и технологией его изготовления. Связь эта может проявляться в различной степени. Иногда тектоническое начало становится доминирующим и определяющим композиционное решение.
Тектоническая форма — эта выразительная с точки зрения художественно осмысленного выявления свойств материала, работы конструкции и способа изготовления форма промышленного изделия. Основой для ее выявления, таким образом, служат как материал или сочетание материалов, так и конструкция и способ изготовления. Художник сознательно отбирает, выявляет и акцентирует свойства материала, характер его работы в конструкции и особенности технологии изготовления изделия, подчиняя все это общей идее, т. е. художественному и композиционному замыслу.