Выбор способов восстановления детали
Введение
Автомобильный транспорт занимает ведущее положение в удовлетворении постоянно растущих потребностей народного хозяйства нашей страны в перевозках пассажиров и грузов.
В процессе эксплуатации автомобиля его надёжность и другие свойства постепенно снижаются вследствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности, которые устраняют при ТО и ремонте.
Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлена прежде всего неравнопрочностью деталей и агрегатов. Известно, что создать равнопрочную машину детали которой изнашивались бы равномерно и имели бы одинаковый срок службы, невозможно. Следовательно, ремонт автомобиля путём замены некоторых деталей и агрегатов, имеющих небольшой ресурс, всегда целесообразен и с экономической точки зрения оправдан. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях периодическое ТО и при необходимости текущий ремонт. Это позволяет поддерживать автомобили в технически исправном состоянии.
При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда затраты средств и труда, связанные с поддержанием их в работоспособном состоянии становятся больше прибыли, которую они приносят. Такое техническое состояние автомобилей считается предельным, и они направляются в капитальный ремонт. Задача капитального ремонта состоит в том, чтобы с оптимальными затратами восстановить утраченные автомобилем работоспособность и ресурс до уровня, нового или близкого к нему.
Капитальный ремонт автомобилей имеет большое экономическое и, следовательно, народнохозяйственное значение. Основным источником экономической эффективности КР автомобилей является использование остаточного ресурса деталей. Около 70…75% деталей автомобилей, прошедших срок службы до первого КР, имеют остаточный ресурс и могут быть использованы повторно, либо без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия.
Раздел 1. Разработка технологического процесса восстановления деталей
Характеристика детали и условий её работы
Деталь: Конец шлицевый промежуточного вала
Деталь характеризуется по следующим признакам:
- класс детали –(прямые, круглые стержни);
- изготовлена из - сталь 40 ГОСТ 4543-61;
- твёрдость шлицев HRC 45.
Сталь 40
Сталь конструкционная, углеродистая, качественная.
Химический состав:
Кремний (Si) =0.17- 0.37 % ;
Марганец (Mn) =0.50 - 0.80 % ;
Мышьяк (As) не более 0.08 % ;
Никель (Ni) не более 0,25 % ;
Медь (Cu) не более 0,25 % ;
Фосфор (P) не более 0,035 %;
Хром (Cr) не более 0,25 % ;
Сера (S) не более 0,04 % .
Механические свойства:
sв=1200 МПа закалка 860 оС, масло,
sT=1100 МПа отпуск 200 оС
d5=10%
y=45%
- Шероховатость рабочих поверхностей и их обработка:
Шлифование чистовое, шероховатость Rz – 0,63 мкм, квалитет 7, припуск на сторону 0,1…0,2.
- Базовые поверхности при ремонте детали:
Шейка под сальник
характер износа детали – равномерный;
характер нагрузок – постоянные;
характер деформации – кручение.
Выбор способов восстановления детали
Каждая деталь должна быть восстановлена с минимальными трудовыми и материальными затратами при обеспечении максимального срока ее службы после ремонта. При обосновании способа устранения дефектов детали следует рассмотреть:
- конструктивные особенности детали: конец шлицевый, изготовлен из стали 40 ГОСТ 4543-61.
- число и виды дефектов: 4 Износ шейки под шариковый подшипник, износ шейки под сальник, износ шлицевых выступов по ширине, резьбы 1М х 22 х 1,5d .
- способ устранения дефекта: Ремонтировать. Шлифование, наплавка под слоем флюса.
Принимаем способ технико-экономическую целесообразность устранения дефекта.
Способ устранения дефекта (сочетание операций технологического процесса) принимают с учетом характера дефекта и величины износа рабочей поверхности, требований к физико-механическим свойствам наносимых металлопокрытий, конструктивно-технологических особенностей и условий работы деталей (величина и характер нагрузки, виды трения и изнашивания, температура и др.). При этом для восстановления детали считают целесообразным тот способ, который позволяет получить требуемую долговечность детали, ресурс работы соединений и узла, в состав которого они входят, при минимальных затратах на восстановление и эксплуатацию (издержки на устранение отказов).
Определяем технико-экономическую целесообразность.
Технико-экономический показатель = себестоимость восстановления к коэффициенту долговечности:
СВ/КД → min, (1.1);
где СВ - себестоимость восстановления поверхности детали, руб.
Определяем способ устранения дефекта, который зависит от коэффициента долговечности «Кд» . В нашем случае «Кд» является функцией 4-х других коэффициентов и определяется по формуле
Кд=Ки·Кв·Ксц.·Кп (1.2);
где Ки Кв Ксц. – соответственно коэффициенты износостойкости, выносливости и сцепляемости.
Кп =0,8 – поправочный коэффициент.
Определим оптимальный коэффициент «Кд»
для вибродуговой наплавки:
Кд = 0,85 · 0,62 · 1 · 0,8 = 0,421.
для осталивания:
Кд = 0,9 · 0,8 · 0,65 · 0,8 = 0,374.
для наплавки в среде углекислого газа:
Кд = 0,85 · 0,9 · 1 · 0,8 = 0,612.
для хромирования:
Кд = 1,3 · 0,7 · 0,4 · 0,8 = 0,291.
Определяем значение себестоимости восстановления поверхности по формуле:
СВ = СУ × S, (1.3),
где СУ – удельная себестоимость восстановления, руб./ дм2;
S – площадь восстанавливаемой поверхности, дм2.
Sокр = l окр · l поверх ;
l поверх =28 мм;
D = 51 мм;
3,14 ·51·28 = 448,6 мм;
Sокр = 3,14 ·51·28 = 448,6 мм2 = 4,486 дм2 ;
Cвд = 9 руб (табл. 2);
Cвд = 9 · 280 =2520 руб./ дм2 ;
Cвд = СУ × S = 2520 · 4,486 = 113,04 руб.
Cуг = 7 × 280 = 1960 руб./ дм2 ;
Cуг = 1960 × 4,486 = 879,25 руб.
Cо = 2,5 × 280 = 700 руб./ дм2 ;
Cо = 700 × 4,486 = 314 руб.
Cх = 6 × 280 = 1680 руб./ дм2 ;
Cх = 1680 × 4,486 = 753,64 руб.
Определяем технико-экономический показатель:
Сввд/Кдвд → min; (1.1)
Кдх = 0,421;
113,04/0,421 = 2681 руб.→ min;
Cвуг/ Кдуг → min;
Cвуг = 879 руб.
Кдуг = 0,612;
879/0,612 = 1436 → min.
Cво/ Кдо → min;
Cво = 700 руб.
Кдо = 0,374;
700/0,374 = 1871 → min
Cвх/ Кдх → min;
Cвх = 753 руб.
Кдх = 0,291;
753/0,291 = 2587 → min
Вывод: Нет возможности восстанавливать деталь методом хромирование, осталивание и наплавка в углекислом газе из-за нехватки материала на предприятии, поэтому деталь восстанавливаем способом вибродуговая наплавка, так как есть материалы для выполнения этого способа.