Повышение собственной профессиональной компетенции
При работе с детьми, а также с учетом требований времени нельзя не совершенствовать свое профессиональное мастерство. Поэтому в отчетный период для достижения поставленной мной цели я уделяла огромное внимание повышению уровня профессиональной компетентности.
Повышение квалификации:
· 2012 год – «Подготовка организаторов Единого государственного экзамена», ИРО, Екатеринбург, 72 часа.
· 2012 год – «Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» Вариативный модуль «Реализация ФГОС начального общего образования в предметной области «Основы духовно-нравственной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», ИРО, Екатеринбург, 72 часа.
· 2013 год – «Содержание и технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», ИРО, Екатеринбург, 72 часа.
· 2014 год – «Подготовка организаторов Единого государственного экзамена и основного государственного экзамена» Модуль №1 для организаторов в ППЭ, ассистентов для участников ЕГЭ, ОГЭ с ОВЗ», ИРО, Екатеринбург, 20 часов.
Посещала уроки коллег в своей школе и школах города. Посещенные мной уроки позволили привнести в свою педагогическую деятельность новые методы работы с учащимися.
Активно участвую в советах школьного методического объединения учителей начальных классов. Результатами своей работы охотно делюсь с коллегами, принимаю участие в семинарах, конкурсах.
· Проведение открытого урока в рамка школьного фестиваля: «Прибавление числа 2», внеклассных мероприятий, конкурсов.
· «Развитие учебной среды как способ реализации стандартов второго поколения»,
· «Реализация ФГОС на основе системно - деятельностного подхода»,
· «Преемственность в обучении русскому языку (по результатам ГИА-4)»,
· «Содержательные и структурные особенности УМК «Технология» Роговцевой Н.И. и др. (1-4) в условиях реализации требований ФГОС НОО (система учебников «Перспектива»),
· «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»;
· «Реализация образовательного стандарта. Первые шаги. Перспективы».
Активно делюсь опытом работы с педагогическим сообществом:
· Приняла участие в I Всероссийском конкурсе сценариев выпускных вечеров и праздников последнего звонка в рамках V Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна»,
· Лауреат II Всероссийского конкурса «Лучший школьный кабинет» в рамках V Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна»,
· Выполнила и опубликовала работу на тему сценарий выпускного вечера начальной школы «Пушкинский бал» в рамках Всероссийского фестиваля педагогического творчества 2014 – 2015 учебного года.
С 2012 г. являюсь организатором в пункте проведения ЕГЭ и ОГЭ при итоговой аттестации выпускников.
За межаттистационный период была награждена:
· 2011 год – Благодарственное письмо МО ВПП «Единая Россия» за воспитание у детей гражданско-патриотического отношения к родному краю и участие в проекте «Любимых улиц имена», посвящённых 310-летию города Каменска-Уральского;
· 2012 год – Благодарственное письмо МОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» подготовку участника областного этапа Конкурса творческих работ «Недаром помнит вся Россия…»;
· 2012 год - Благодарственное письмо Управления образования за активное участие в работе городского методического объединения классных руководителей;
· 2012 год – Благодарственное письмо Управления образования за подготовку команды малого научного общества к участию в V Городском фестивале малых научных обществ «Исток»;
· 2012 год – Объявлена благодарность за активное участие в подготовке и проведении окружного семинара «Опыт реализации новых технологий в работе по патриотическому воспитанию молодёжи в муниципальных образованиях Южного управленческого округа»;
· 2013 год - Благодарственное письмо Управления образования за активное участие в работе городского методического объединения классных руководителей;
· 2013 год - Объявлена благодарность за качественную подготовку, организацию и проведение Единого государственного экзамена в Пунктах проведения экзамена;
· 2014 год – Грамотой Лауреат II Всероссийского конкурса «Лучший школьный кабинет» в рамках V Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна»;
· 2014 год- Грамота Управления образования за многолетний плодотворный труд, значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и в связи с 80-летием со дня открытия Средней школы №3;
· 2014 год - Объявлена благодарность за качественную подготовку, организацию и проведение ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ в Пунктах проведения экзамена;
· 2015 год – Благодарность Русской Православной Церкви, Каменской епархии, Каменского городского благочиния, Отдела религиозного образования и катехизации за участие в Областном конкурсе по православной культуре «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия».
Проектная часть
Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить (Бурцева О.Ю.Изучаем основы теории познания. М., 2003).
Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые общеучебные умения и навыки и универсальные учебные действия, без которых невозможна успешная учеба. Это такие универсальные учебные действия, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности.
Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД – сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопрос: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как нами запланировано? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Ответственным за формирование всех групп образовательных результатов является педагог. Все фазы процесса формирования УУД (мониторинг, проектирование, развитие) последовательно взаимосвязаны между собой, поэтому мониторинг является инструментом педагогической диагностики (проектируем, развиваем, отслеживаем результат).
С 2013 года я перешла на работу по ФГОС основного общего образования 2 поколения. Работая в новом для меня режиме, возникла необходимость получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся моего класса.
При выборе диагностического инструментария возникают определенные сложности. В специальной литературе предлагаются различные способы диагностики УУД, большинство из которых предполагает проведение специальных мероприятий (контрольные работы по отдельным учебным предметам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений и т.п.). Все это требует от учащихся времени, а от учителя усилий по обработке результатов работы детей. На мой взгляд, для оценки сформированности УУД целесообразно использование мониторинга. Для реализации этого я продумала проект, тема которого звучит: «Разработка мониторинга образовательных достижений обучающихся на уровне сформированности УУД».
Цель проекта: Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Задачи проекта;
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
2. Формирование и апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.
3. Выбор диагностического материала для отслеживания сформированности УУД.
4. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школы.
5. Составление таблиц обработки результатов диагностик.
6. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Проблему эффективного формирования УУД можно отнести к числу актуальных.Особую актуальность она приобретает применительно начальной школе. Именно в первые школьные годы происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому необходимо формирование общих способов действий, то есть универсальные учебные действия УУД. Данной проблеме посвящено немало работ, в которых описаны особенности различных систем обучения при формировании общеучебных умений и навыков ( В.В. Давыдов, Л.В. Занкав, Г.Ю. Ксензова, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, К.Д.Киррилова и др.).
Еще В.А Сухомлинский, писал: «Главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим, неспособным». А этот инструмент – общеучебные умения и навыки. Для того чтобы универсальные учебные действия не стали чисто механическими функциями у учащихся, а перешли в их личностные качества, приобрели для них социальную значимость, учителю, необходимо видеть главную цель – это воспитание компетентного человека.
Объекты исследования:
1. Учащиеся начальной школы;
2. Универсальные учебные действия младших школьников;
3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Предмет исследования:мониторинг сформированности УУД у младших школьников.
Методы сбора информации для проведения мониторинга сформированности УУД:
· анкетирование;
· тестирование;
· наблюдение;
· беседа.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Прогноз ожидаемых результатов:
1. повышение уровня качества знаний;
2. создание условий для разностороннего развития личности;
3. формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности;
4. повышение учебной мотивации школьников.
Таблица 6