Расчёт затрат по флоту
Приведённые затраты по флоту, связанные со стояночным временем судов в порту, рассчитываются по формуле:
Пф=Sф+Ен · Kф ,
где Sф – эксплуатационные расходы по флоту, связанные со стоянкой судна в порту, тыс. руб.;
Kф – капиталовложения во флот в доле стояночного времени судов в порту, тыс. руб.;
Eн – нормативный коэффициент экономической эффективности капвложений во флот, Eн = 0,15.
Пф2= 6819019,2+0,15*401118776=66986835,6= 66986835,6 руб.
Пф3= 4904669,4+0,15*288509612= 48181105,2 руб.
Пф4= 382874,6+0,15*225218329=37611461,8 руб.
Для расчёта приведённых затрат по флоту определяются следующие величины.
Число судозаходов за навигацию для освоения заданного грузопотока определяется по формуле:
nc=Qг /Qc ,
nc= 260000/3717 = 69,94=70
Интенсивность судопотока, определяющее среднее число судов, прибывающих в порт в течение суток, рассчитывается по формуле:
λ = nc /Tн ,
λ = 70/365 = 0,19
Средний простой судна в ожидании очереди к причалу. Для простейшего потока, распределённого по закону Пуассона, рассчитывается по различным формулам, зависящим от значения числа причалов Nпр:
tож = (λtгр)3tгр/(18+6λtгр-(λtгр)2-(λtгр)3);
при Nпр =3
tож2= (0.19*4,5)3*4.5/(8+6*4,5)*0,19-(0.19*4,5)2 -(0.19*4,5)3 )=0,12
при Nпр =2
tож = (λ·tгр)²·tгр / (4-(λ·tгр)²),
tож3 = (0.19*3)2*3/4-(0.19*3)2 =0,26
tож4 = (0.19*2,37)=2*2,37/4-(0.19*2,37)2 =0,12
tгр – время грузовых операций на судне, сут. Для различного числа технологических линий tгрдолжно быть различно и рассчитано по формуле:
tгр = Qc /24·Mc.
tгр2 = 3717/24·34,34 = 4,51сут.
tгр3 = 3717/24·51,51 = 3 сут.
tгр4 = 3717/24·65,24 = 2,37 сут.
Стояночное время судна в порту в сутках за один судозаход рассчитыва-ется по формуле:
tст= tгр+tвсп+tож ,
tст2 = 4,51 +0,27+0,12 = 4.88сут.
tст3 = 3 +0,27+0,26 = 3,51 сут.
tст4 = 2,37 +0,27+0,12 = 2,74 сут.
Общее стояночное время судов в порту в судо-сутках определяется по формуле:
∑tст=tст·nс ,
∑tст2 = 4,88*70 = 341,6 судо-сут.
∑tст3 = 3,51*70 = 245,7 судо-сут.
∑tст4 = 2,74*70 = 191,8 судо-сут.
Эксплуатационные расходы, связанные со стоянкой судов в порту, рас-считываются по формуле:
Sф=Sс·∑tст ,
где Sс – себестоимость содержания судна за сутки стоянки в порту, руб./сут.
Sс =19962 руб./сут.
Kм=Sn*Nc
Sn=120* э.л.с
Kм=120*3250=390000$
Кc=Kk+Km
Kc=6264000+390000=6654000$*60=399240000
Sс= 0.05*kстр=0,05*6654000=3327$*60=19962 руб./сут.
Sф2= 19962*341,6 = 6819019,2 руб.
Sф3= 19962*245,7=4904663,4 руб.
Sф4= 19962*191,8=3828711,6 руб.
Капиталовложения во флот, которые связаны со стояночным временем судов в порту, устанавливаются по формуле:
Kф=(Kс /Tэ)·∑tст ,
где Kс – строительная стоимость судна, тыс. руб.;
Kм=Sn*Nc
Sn=120* э.л.с
Kм=120*3250=390000$
Кc=Kk+Km
Kc=6264000+390000=6654000$*60=399240000
Tэ – эксплуатационный период судна, сут.
Tэ = 340 суток
Kф2= (399240000/340)· 341,6= 401118776руб.
Kф3= (399240000/340)· 245,7 = 288509612 руб.
Kф4= (399240000/340)· 191,8 = 225218329 руб.
Таблица 5
Приведённые затраты по флоту для различного числа технологических линий
Затраты по порту | Число технологических линий | ||
Nтл=2 | Nтл=3 | Nтл=4 | |
Sф | 6819019,2 | 11904663,4 | 3828711,6 |
Kф | |||
Пф | 66986835,6 | 48181105,2 |
Вывод: при увеличении числа технологических линий приведённые затраты по флоту сначала уменьшаются (Nтл2,3,4) ,так как суммарное стояночное время изменяется аналогично.
Выбор и обоснование оптимального числа технологических линий
По результатам предыдущих расчётов для каждого из значений числа технологических линий, входящих в вариантный ряд, определяется комплексный оценочный показатель – суммарные приведённые затраты по флоту и порту по формуле:
П=Пп+Пф ,
П2 = 185186240+66986835,6 = 252173076 руб. – базовый вариант Nтл
П3 = 164588080+48181105,2 = 212769185руб.
П4 = 172522830+37611461,6 = 210134292руб. . – оптимальный вариант Nтл
Минимальное значение суммарных приведённых затрат будет соответствовать оптимальному числу технологических линий на обработке судна.
Экономический эффект, который может быть получен при использовании на обработке судов оптимального числа технологических линий, рассчитывается по формуле:
Э=Пбаз - Попт ,
где Пбаз – суммарные приведённые затраты, соответствующие обработке судов минимальным числом технологических линий, тыс. руб.;
Попт – суммарные приведённые затраты, соответствующие оптимальному числу технологических линий, тыс. руб.
Э1= 252173076-210134292 = 42038784 руб.
Следует рассчитать также экономию эксплуатационных расходов, которая может быть получена в результате оптимизации технологических линий.
Экономия эксплуатационных расходов по флоту может быть рассчитана по формуле:
ΔRф=Sc(∑tстбаз - ∑tстопт)=ScΔtст ,
где Sc – себестоимость содержания судна за сутки стоянки в порту, руб./судо- сут.;
∑tстбаз, ∑tстопт – стояночное время судов при обработке соответственно минимальным и оптимальным числом технологических линий, судо-сут.;
Δtст – экономия стояночного времени судов, судо-сут.
ΔRф1= 19962·(341,6 – 191,8) = 2990307,6 руб.
Экономия (или увеличение) эксплуатационных расходов по порту может быть рассчитана по формуле:
ΔRп=Rпбаз –Rпопт ,
где Rпбаз , Rпопт – эксплуатационные расходы по порту, связанные с освоением заданного грузопотока соответственно минимальным и оптимальным числом технологических линий, необходимым для обработки судна, тыс.руб.
ΔRп1= 86082440-89915880= -3833440 руб.
Вывод: Увеличение эксплуатационных расходов это происходит за счёт того, капиталовложения по порту и эксплуатационные расходы Но в перспективе эти действия дадут положительный экономический результат.
Обоснование потребности в технических ресурсах
Для оптимального числа технологических линий рассчитываются технические ресурсы, которые необходимо иметь на перегрузочном комплексе для перевалки заданного объёма грузов.
Количество основных перегрузочных машин рассчитывается по формуле:
Nкр = Nпр·Nтлопт ·Kсм·Kрем ,
где Nтлопт – оптимальное число технологических линий;
Nпр – округлённое до целой величины значение числа причалов произ-водственного перегрузочного комплекса, соответствующее оптимальному числу технологических линий.
Nкр= 2·4·0,8·1,1= 8