Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции
Лекция № 4.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ
Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции
Необходимо стремиться к тому, чтобы качество было важной характеристикой, влияющей на всю деятельность предприятия. Качество следует рассматривать как рычаг, доступный сотрудникам на любых уровнях предприятия, действующий на благо потребителей, работников, деловых партнеров и общества в целом.
Деятельность предприятия должна быть нацелена на своевременное предупреждение отклонений от требований качества продукции и работ, то есть надо стремиться избегать ошибок вместо того, чтобы потом исправлять их.
Основные факторы, влияющие на формирование политики в области качества, следующие.
Рынки сбыта. Ассортимент новых видов продукции улучшенного качества, характерный для сегодняшних рынков сбыта, неуклонно расширяется. Многие изделия – результат использования передовых технологий, распространяющихся не только на сами изделия, но и на материалы и методы, при помощи которых они производятся. Расширяются границы товарных рынков, углубляется специализация в части предлагаемых товаров и услуг. Предприятия выходят со своей продукцией на мировые рынки. Такому положению соответствует политика гибких форм и методов работы, быстрого реагирования на изменение спроса потребителей.
Научно-технический прогресс и достижения конкурентов – наиболее очевидные факторы, влияющие на качество, уровень спроса на продукт и используемые для его производства технологические процессы. Технологическая среда, в которой действует предприятие, создает для него как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения. Предприятие должно быстро приспосабливаться к технико-технологическим изменениям и использовать их для получения преимущества в условиях конкурентного рынка.
В определенной степени на технологическое развитие отрасли могут влиять предприятия-монополисты: им выгодно сдерживать развитие технологий, которое может представлять угрозу успешному продвижению их собственного товара или традиционным методам производства. Конкуренция, наоборот, стимулирует процесс развития: предприятия-конкуренты понимают, что, если они не смогут соответствовать требованиям технологического прогресса отрасли или лидировать на рынке, они потеряют преимущества в конкурентной борьбе, проиграют соперникам.
Конкурентоспособность предприятия – это реальная и потенциальная возможность в существующих условиях производить и продавать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. Важнейшая составляющая конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность продукции, которая характеризует степень ее полезности по уровню качества и себестоимости относительно лучшей продукции конкурентов. Конкурентоспособность продукции определяется товарно-сбытовыми возможностями предприятия, организационно-техническим и финансовым состоянием производства, имиджем предприятия. Значение имиджа исключительно велико для завоевания доверия на рынке, формирования положительного общественного мнения, повышения привлекательности товара (услуг).
Инвестиционная деятельность. В условиях стабильной экономики основными направлениями политики качества должны быть активное проведение исследований, разработка перспективных проектов, внедрение передовых технологий с целью опережения конкурентов на рынке сбыта. В кризисные периоды при спаде производства и нехватке инвестиций следует стремиться к сохранению достигнутого уровня качества, способного на какое-то время поддержать спрос на продукцию.
Главная цель политики области качества – обеспечение постоянного соответствия качества производимой и реализуемой продукции и услуг потребностям населения, народного хозяйства, обороны страны, экспорта. Количественное выражение этой цели – минимизация затрат на достижение экономически целесообразного качества продукции.
Главная цель может быть разбита на подцели (направления деятельности), например:
Ø улучшение экономического положения предприятия;
Ø расширение или освоение новых рынков сбыта продукции;
Ø улучшение важнейших показателей качества продукции;
Ø продление сроков гарантии на продукцию и т.д.
Цели управления качеством достигаются с помощью маркетинга, проектирования и разработки новых видов продукции, совершенствования материально-технического снабжения, производства, упаковки, хранения, транспортировки, способов реализации четкого контроля деятельности.
Роль маркетинга заключается в поиске и выборе целевого рынка, определении его емкости, составлении подробной характеристики потребителей выделенного рыночного сегмента, обеспечении постоянной обратной связи с ним, установлении его требований к качеству.
При проектировании и разработке продукции добиваются соответствия ее качества запросам потребителя. На стадии проектирования следует работать над обеспечением безопасности и экологической безвредности товара.
Работники материально-технического снабжения призваны закупать качественные материалы, комплектующие узлы и детали, выдвигать четкие требования к приобретаемым ресурсам, совершенствовать формы работы с поставщиками, процедуры решения спорных вопросов по качеству покупной продукции, осуществлять регистрацию информации о качестве закупаемой продукции.
На этапе производства объектами управления качеством, проверки и оценки должны быть все элементы процессов: технологическое оборудование, рабочий инструмент, средства измерения и контроля, технологические процессы, кадры, нормативно-техническая документация, программное обеспечение, ресурсы и окружающая среда.
Процедуры, обеспечивающие маркировку, упаковку, транспортировку, хранение, погрузочно-разгрузочные работы, должны быть направлены на создание условий для максимально возможного сохранения качества продукции. Регламентирование способов и процедур упаковки продукции должно включать требования к таре, методам затаривания, транспортным средствам и погрузочным механизмам.
Система контроля призвана обеспечивать возможность выявления любых дефектов. Выявление несоответствующей требованиям качества продукции включает следующие этапы:
Ø выделение продукции с несоответствующими параметрами;
Ø проверка идентичности технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции запланированным показателям;
Ø изоляция несоответствующей продукции;
Ø обследование несоответствующей продукции в целях возможного использования;
Ø утилизация несоответствующих единиц (партий) продукции.