Основные черты и сферы деятельности виалентов
Стратегии в сфере массового производства
Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой и, естественно, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным. Фирму, ведущую себя таким образом, называют виолентом.
Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема - загрузка мощностей.
Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок.
Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т. д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития:
«гордый лев» — тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;
«могучий слон» — тип с менее динамичным развитием, расширенной диверсификацией компенсации за потерю позиции лидера в отрасли;
«неповоротливый бегемот» — тип виолентов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы.
Крупные организации постоянно подвергаются критике за консерватизм, бюрократизацию, расточительность, неуправляемость. Однако при всех своих недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. От общего числа фирм США, Западной Европы, Японии они составляют не более 1-2%, но они же создают большую часть валового национального продукта и выпускают более половины всей промышленной продукции.
Наряду со слабыми сторонами, виоленты, несомненно, обладают многими преимуществами.
Область научно-технической деятельности виолентов, как и государственных компаний, — предсказуемый, текущий, программно-целевой научно-технический прогресс (рискованные прорывы в неизвестное - шанс эксплерентов). В основном виоленты участвуют в проведении плановых поисковых и прикладных НИР (иногда и фундаментальных, особенно в фармацевтической промышленности), в создании новых моделей и модернизации ранее выпускаемой техники. Это инновационные продуктовые стратегии.
Для крупных фирм жизненно большое значение имеет постоянное сокращение издержек. Инновационное решение этой проблемы заключается в переходе на новые ресурсосберегающие технологии, которые они создают сами или, что случается более часто, перенимают у разработчиков и первых инноваторов.
Не отказываются виоленты подключиться и к производству новых продуктов на этапе созревания их массового рынка[5, стр. 139; 8, стр. 67].
Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство обладают крупными ресурсами, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение. Данные фирмы обладают крупными размерами, большой численностью рабочих, множеством филиалов и дочерних предприятий, массовым производством и большим ассортиментом. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, на маркетинг и сбыт. Их основная проблема заключается в загрузке мощностей. Продукция достаточно высокого качества, стандартизирована и унифицирована, имеет низкие цены, т.к. производство массовое, часто создают олигополию. Встречаются в машиностроении, электронике, фармацевтике. По этапам эволюционного развития делятся на:
1. Львов – тип виалентов, для которых характерен самый динамичный темп развития.
2. Слонов – тип менее динамичного развития с расширенной диверсификацией.
3. Бегемотов – тип виолентов, утративший динамику развития чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией.
Крупные организации имеют следующие недостатки: консервативность, бюрократию и сложность управления. Однако они являются стержнем экономики любой страны. Крупные фирмы США и Японии составляют порядка 1-2% от общего количества фирм, однако они создают до 1/3 ВНП.
Для крупных фирм большое значение имеют постоянные снижения издержек за счет применения новых ресурсосберегающих технологий собственных или приобретаемых у предприятий-пионеров.
Виоленты часто появляются в новых отраслях и динамично развивающихся странах. Их создание требует крупных инвестиций, которые осуществляются в трех направлениях:
1. Создание крупного производства
2. Создание национальной и интернациональной маркетинговой сети.
3. Создание эффективного управления.
Сила львов – концентрация на узком круге товаров больших расходов на НИОКР и на исследовательские структуры. Потенциал сегмента рынка, в котором развивался лев, со временем иссякает, он переходит в стадию слона, утрачивает динамизм и получает стабильность. Может находиться длительное время на рынке, от 10-20 лет. Для слона характерна стратегия «ловкого второго». Они избегают роли первого при появлении нового товара, но отслеживают ситуацию и начинают действовать, когда успех новинки очевиден.
Благодаря широкой диверсификации и массовому производству, слон извлекает наибольшую пользу из новинки.
Слон имеет в структуре стратегическую разведку, которая следит за рынком изобретений, затем проводит их реализацию. Со временем слон превращается в бегемота, т.е. корпорация постепенно утрачивает способность получать прибыль и становится убыточным. Причины этого:
- стратегические ошибки, связные с широкой диверсификацией
- упадок отрасли
- отсутствие перспектив
- омертвление капитала
Выход из данной ситуации – стратегия сокращения, т.е. избавление от убыточных производств и сокращение издержек.