Социокультурное измерение
Связи обязывают
Благодаря низкой стоимости рабочей силы и огромному потенциальному рынку Китай привлекает тысячи американских компаний, ищущих возможности для роста. Но недавно Уша С. И. Хейли из Университета Нью-Хейвена обнаружила, что всего треть транснациональных компаний; ведущих бизнес в Китае, действительно получают прибыль. По общему мнению экспертов, одной из причин, по которой американские бизнесмены терпят неудачу, является тот факт, что они не способны уяснить себе суть многовекового понятия гуаньси (guanxi), которое лежит в основе китайской культуры.
На самом простом уровне гуаньси означает поддержание взаимовыгодной связи между двумя людьми. В конечном итоге эти личные взаимоотношения соединяются вместе в некую социальную сеть, и именно через такие сети ведутся дела. Любой, кто хочет делать бизнес в Китае, должен запомнить следующие основные правила:
Бизнес — это всегда личное дело. Невозможно перевести на китайский язык выражение «ничего личного — это просто бизнес». Западные менеджеры склонны верить, что если они совершают успешную сделку, то за этим последует установление хороших деловых взаимоотношений. Установление личных отношений — это дополнительный бонус, но их возникновение необязательно после завершения сделки. В китайском деловом мире личные отношения должны существовать до того, как менеджеры еще только рассматривают возможность заключения сделки. Западные менеджеры, ведущие бизнес в Китае, должны культивировать личные взаимоотношения и в рабочее, и в свободное время. Принимайте любые приглашения на общественные мероприятия — выпить, пообедать или даже на потенциально смущающее посещение караоке-бара.
Не отказывайтесь поболтать. Перейти прямо к делу и пропустить светские разговоры во время встречи — эффективное использование времени для американского менеджера. Однако для китайца такой подход отрицает крайне важную работу по созданию эмоциональных обязательств. Помните, что реальной целью ваших первоначальных встреч с потенциальными деловыми партнерами является начало построения взаимоотношений, поэтому сохраняйте терпение, даже если ... дело, которое ВЫ собирались обсудить, не всплывет в разговоре.
Помните, что взаимоотношения никогда не кончаются. Процесс установления и налаживания отношений в духе гуаньси в Китае никогда не заканчивается, Западные, менеджеры должны отложить в сторону свою обычную нацеленность на краткосрочные результаты и понять, что иностранцам потребуется много времени, чтобы вписаться в сообщество гуаньси. Иностранные компании долго должны доказывать, что они заслуживают доверия и являются надежными партнерами. Например, фирмы, которые пережили политическую нестабильность, достигшую своей кульминации во время студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., обнаружили, что после этого им стало гораздо легче вести дела.
Чаще заводите знакомства. Некоторые эксперты рекомендуют нанимать сотрудников из числа этнических китайцев, а затем перепоручать им тяжелую работу по выстраиванию взаимоотношений. Другие подчеркивают, что западные люди сами должны уделять много времени и энергии налаживанию связей с китайскими контрагентами; эти усилия окупятся, потому что ваши знакомые могут в дальнейшем облегчить вам работу благодаря включению в их собственные дружеские сети. Вне зависимости от выбранной стратегии, контакты должны быть частыми и личными. И не забудьте тщательно следить за теми контактами, которые вы наладили. В Китае любые взаимоотношения в какой-то момент обязательно окажутся важными.
Нанотехнология, которая относится к манипулированию материей на самом тонком уровне, перемещается из научных лабораторий на рынок. Хотя в 2005 г. наночастицы использовались лишь в нескольких продуктах, всего через несколько лет нанотехнология сможет повлиять на любую отрасль. Компания General Electric исследует, как нанокерамика может повысить эффективность турбин. Ученые-медики изучают потенциал нанотехнологий для портативных лабораторий, которые смогут проделывать мгновенные анализы для любых болезней, начиная от диабета и заканчивая HIV. Наночастицы когда-нибудь подарят нам мячи для гольфа, способные летать без отклонений, военное обмундирование, которое сопротивляется химическому оружию, небьющиеся автомобили и супермощные топливные элементы, способные заменить бензиновые двигатели. Во всем мире создано около 1200 венчурных предприятий, занимающихся нанотехнологиями, и умные менеджеры в уже работающих организациях, таких как ЗМ, Dow Chemocal, Samsung, NASA, Intel, Johnson &Johnson и IBM, инвестируют предназначенные средства НИОКР в эту технологию.
Социокультурное измерение
Социокультурное измерение общей среды образуют демографические характеристики, нормы, обычаи и ценности населения страны, в которой работает организация. Важными социокультурными характеристиками являются географическое распределение и плотность населения, его средний возраст, уровень образования. Сегодняшняя структура населения определяет состав рабочей силы и потребителей завтра. Согласно прогнозам, в будущем ожидается глобализация потребительских рынков и рынка рабочей силы, сопровождаемая усилением разнообразия как внутри организации, так и на потребительских рынках.
Демографические тенденции тоже сильно влияют на организации. Япония, Германия и Италия столкнулись со старением рабочей силы и потребительской базы благодаря постепенному снижению уровня рождаемости. И в Италии, и в Японии доля людей старше 65 лет в 2000 г. составила 20%.
К социокультурному измерению относятся также нормы и ценности населения. Мода на продукты с низким содержанием углеводов пришла на смену увлечению продуктами с низким содержанием жиров, заставляя рестораны изменить свои меню, а супермаркеты пересмотреть набор продаваемых товаров. Пострадали даже организации девочек-скаутов, когда продажи печенья упали на 10%. Фирмам — производителям огнестрельного оружия пришлось очень нелегко после серии трагических событий в нескольких американских школах, когда спрос на оружие со стороны населения резко упал. Однако после террористических атак в США потребность американцев в средствах самозащиты вновь возросла.