Базовые принципы построения мультисервисных сетей по технологии NGN


Необходимо отметить, что нет четко сформулированных требований к сети NGN. Пока сформулированы некоторые базовые принципы, на которые необходимо ориентироваться при введении мультисервисных сетей следующего поколения.

Попытку сформулировать требования и изложить концептуальные подходы построения таких сетей предприняло Министерство связи и информатизации Российской Федерации в 2001 году, сформулировав «Концептуальные положения по построению мультисервисных сетей на ВВС России», а в августе 2003 года совместно с ОАО «Связьинвест» в г. Санкт-Петербурге им проведена Международная конференция «Развитие услуг связи на основе телекоммуникационных технологий нового поколения» (NGN-2003).

Для отработки многих технических решений и стратегии применения существующего оборудования мировых производителей ЦНИИС РФ в мае 2003 года создан Технопарк, на который возложены работы проведения испытаний оборудования «SoftSwitch» тринадцати производителей, классифицировать его основные функциональные возможности и проверить на практике вопросы совместимости, производительности, безопасности, СОРМ и ряд других показателей.

Как отмечалось выше, ядром сети нового поколения является программный коммутатор - мозг сети, который аккумулирует весь интеллект сети, а остальные элементы, расположенные на уровнях доступа, шлюзов, транспорта, лишены интеллекта и полностью подконтрольны программному коммутатору, что в целом способствует лучшей управляемости и масштабируемости сети.

В случае преобладания на сети аналогового оборудования, морально и физически устаревшего, возможно модернизировать сеть, используя программный коммутатор в качестве распределенного телефонного концентратора, что позволит добиться снижения расходов на строительство и эксплуатацию сети за счет того, что вместо двух раздельных сетей (с коммутацией каналов и пакетов) будет строиться одна сеть, функции узловых (транзитных) АТС будет выполнять программный коммутатор, появится возможность более экономичной организации новых услуг.


Узел доступа

Оборудование программной коммутации для обеспечения доступа (шлюзы) применяется в нескольких случаях.

Наиболее выгодно применять шлюзы в сочетании с технологиями широкополосного доступа АDSL, которые позволяют передавать большие объемы информации по медным линиям, эффективно использовать медную абонентскую инфраструктуру. Вместе технологии NGN и DSL позволяют довести до потребителя по одной медной паре не один телефонный канал, а высокоскоростной канал передачи данных плюс до нескольких десятков телефонных каналов одновременно. Это главное преимущество, которое мы можем сегодня получить на уровне доступа.

При модернизации сети необходимо планировать модернизацию устаревшего парка оборудования, обеспечив его возможностью предоставлять базовый набор услуг, и начать внедрять оборудование программной коммутации на транзитном уровне. Группы абонентов, которые сразу попадут на коммутатор NGN, получат базовый набор плюс дополнительные услуги: широкополосный доступ, видео по запросу, мультимедийные услуги и т. д. В данном случае можно использовать программный коммутатор в качестве распределенного телефонного концентратора, что позволит добиться снижения расходов на строительство и эксплуатацию сети за счет того, что вместо двух раздельных сетей (с коммутацией каналов и пакетов) будет строиться одна сеть, а функции узловых (транзитных) АТС будет выполнять программный коммутатор, появится возможность более экономичной организации новых услуг.

Целесообразно не просто увеличивать номерную емкость, а ставить со стороны абонентского доступа несколько абонент-ских концентраторов, имеющих возможность включаться по ИКМ-трактам в сеть с коммутацией каналов и по IP-протоколам в сеть с коммутацией пакетов. Подобный подход позволит защитить на долгое время инвестиции и в то же время аккуратно, эволюционно развивать свои сети: решить насущные проблемы по увеличению номерной емкости, постепенно заменить АТС декадно-шагового типа, сосредотачивая инвестиции преимущественно в сети абонентского доступа. Интерфейс V.5.2, по которому оборудование доступа стыкуется с ТфОП, работающей по принципу коммутации каналов, позволит тому же самому оборудованию в будущем работать в стыке с маршрутизаторами пакетных сетей.

Во-вторых, необходимо заглядывать по крайней мере на пять лет вперед и приобретать оборудование мультисервисного абонентского доступа, которое сможет работать в будущих сетях с коммутацией пакетов.

Постепенно новая пакетная транспортная среда будет расширяться и замещать аналоговые сегменты, так что в результате мы перейдем к NGN на всей сети - от среды передачи до среды услуг - с таким интерфейсом, который позволит клиенту получать доступ к любым приложениям. Проведенные нами предварительные расчеты показывают, что затраты на реконструкцию сетей на основе NGN сопоставимы с уровнем затрат, которые бы повлекло последовательное выполнение всех этапов модернизации сети по классической схеме: модернизация SDH-сети, цифровизация сети (строительство новых и совершенствование имеющихся узлов коммутации), а потом еще и построение наложенной сети передачи данных, которая бы понадобилась в этом случае для предоставления новых услуг и доступа к сети Интернет.

Список литературы:

1. Антамошин А.Н., Близнова О.В., Бобов А.В., Большаков А.А., Лобанов В.В., Кузнецова И.Н. Интеллектуальные системы управления организационно-техническими системами. — М.: Горячая линия - Телеком, 2006. — 160 с. — 500 экз. — ISBN 5-93517-289-5.

2. Бодров О.А., Медведев Р.Е. Предметно-ориентированные экономические информационные системы. — М.: Горячая линия - Телеком, 2013. — 244 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9912-0263-3.

3. Бородакий Ю. В., Лободинский Ю. Г. Эволюция информационных систем (современное состояние и перспективы). — М.: Горячая линия - Телеком, 2011. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9912-0199-5.

4. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем. — М.: Горячая линия - Телеком, 2009. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9912-0065-3.

5. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. — М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005. — 504 с. — ISBN 5-9556-0045-0.

Наши рекомендации