Термины И ИХ определения, сокращения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем курсовом проекте (далее – Проект) рассмотрены вопросы, связанные с разработкой технологического процесса изготовления носовой части отъемной части крыла (ОЧК) самолета АН-26.
Выбор самолета АН-26 (рисунок_1) обусловлен следующими обстоятельствами: данная модель самолета является дальнейшим развитием самолета АН-24, хорошо зарекомендовавшим себя в процессе длительной эксплуатации, и предназначен перевозки грузов, багажа и техники на воздушных линиях средних протяженности.
Это модель широко применяется как в гражданской так и военной авиации, постоянно модернизируется и усовершенствуется для решения новых задач диктуемыми требованиями современности.
Самолет разработан в период 1967 по 1969 годы, на базе АН-24Т. 21 мая 1969 г экипаж ОКБ в составе командира Ю.Н.Кетова, второго летчика В.А.Богданова, штурмана С.П.Кравченко, бортрадиста М.А.Тупчиенко, бортинженера П.Д.Игнатиенко и инженера-экспериментатора В.П. Лыновского впервые поднял Ан-26 в воздухг.
Рисунок 1. – Внешний вид самолета АН-26
Техническое описание конструкции ЛА представлено ниже.
Самолет АН-26 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и однокилевым оперением с форкилем. Фюзеляж имеет скошенную хвостовую часть. Для улучшения ее обтекания потоком воздуха установлены два под фюзеляжных гребня, форма, размеры и расположения которых выбранных в целях получения минимального сопротивления на крейсерском режиме. Компоновка и высокие взлетно-посадочные характеристики позволяют круглый год эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах относительно малых размеров.
На шасси установлены колеса повышенной проходимости. Они значительно расширяют возможности использования самолета, допуская эксплуатацию с грунтовых аэродромов.
Самолет АН-26 (рисунок 2) обладает хорошей устойчивостью и управляемостью Конструкция пилотской кабины обеспечивает хороший обзор и необходимый для нормальных условий работы экипажа комфорт.
Экипаж самолета состоит из 3 чел. левого пилота (командир корабля), правого пилота и бортмеханика. В компоновке пилотской кабины предусмотрены также рабочие места для штурмана и радиста. Рабочее место штурмана, расположенное за креслом левого летчика, оборудовано блистером диаметром 700 мм, обеспечивающим хороший визуальный обзор.
Основной технологической особенностью конструкции самолета является широкое применение клеесварных соединений, крупных монолитных панелей и использование химического фрезерования легких сплавов при изготовлении элементов конструкции.
Клеесварные соединения применяться при изготовлении фюзеляжа, киля, стабилизатора рулей, гондол двигателя, капотов, панелей пола, люков, створок, а также ряда других узлов. Для доброкачественного выполнения клеесварных соединений и сварки силовых элементов конструкции проведено широкое панелирование агрегатов самолета.
На ряду с клеесварными соединениями в самолете применены крупногабаритные монолитные профили для панелей и лонжеронов центроплана. Несущая конструкция центроплана состоит из трех нижних цельнопрессованных панелей, выполненных за одно со стрингерами, и двух цельнопрессованных лонжеронов.
Силовые шпангоуты фюзеляжа изготовлены из штампованных заготовок. Широко применено прецизионное литье из стальных и цветных сплавов.
Применение химического фрезерования листовых деталей из алюминиевых сплавов обеспечивает значительное снижение массы отдельных деталей.
Основные тактико-технические данные самолета АН-26:
Год принятия на вооружение - 1968
Размах крыла - 29,2 м
Длина самолета - 23,8 м
Высота самолета - 8,58 м
Площадь крыла - 74,98 кв.м
Масса, кг:
- пустого самолета - 15020
- нормальная взлетная - 23000
- максимальная взлетная - 24000
Внутреннее топливо - 5500 кг.
Тип двигателя:
- основные - 2 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-24ВТ
- дополнительный - 1 ТРД МНПК Союз (Туманский) РУ-19А-300
Мощность:
- основные - 2 х 2820 л.с
- дополнительный - 7,85 кН (800 кгс)
Крейсерская скорость - 440 км/ч
Практическая дальность - 2550 км
Дальность действия - 1100 км
Практический потолок - 7500 м
Экипаж - 5 чел
Полезная нагрузка:
- 40 десантников или 24 носилок с сопровождением или 5500 кг груза.
Рисунок 2. – Схема самолета АН-26
Информация, помещенная в соответствующих разделах Проекта, дает представление о процедурах выполнения и основных принятых технических решениях, связанных с разработкой технологического процесса сборки носовой части ОЧК самолета АН-26.
Термины И ИХ определения, сокращения
С целью полного и однозначного описания основных положений настоящего Проекта, в нем использованы известные, установленные действующими нормативными документами, а также другие термины и соответствующие им определения:
Базирование при сборке (базирование): обеспечение заданного положения СЧ относительно соответствующей сборочной базы при сборке СЕ.
Базовая поверхность:поверхность СЧ или элементов сборочной оснастки,используемая для базирования сопрягаемых с ней соответствующих СЧ или элементов оснастки.
Базовые отверстия (БО): отверстия в элементах сборочной оснастки и СЧ СЕ, используемые для их взаимной установки при базировании соответствующим способом.
Взаимозаменяемость геометрическая: в соответствии
с ОСТ 1.42064-80.
Геометрические параметры СЕ: геометрические размеры и форма соответствующих СЧ, входящих в конструкцию СЕ.
Действительный контур СЕ: аэродинамический контур СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, полученный в результате сборки СЕ.
Действительный обвод СЕ: аэродинамический контур СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, полученный в результате сборки СЕ.
Закрепление при сборке (закрепление): в соответствии
с ОСТ 1.42064-80.
Качественный критерий производственной технологичности: требование к основным элементам конструкции СЕ, определяющее обеспечение ее технологичности в целом.
Компонент ПЭО СЕ: составная часть ПЭО СЕ, позволяющая реализовать соответствующую функцию ПЭО СЕ.
Контроль сборочной оснастки для сборки СЕ: проверка соответствия размеров и форм базовых элементов сборочной оснастки заданным соответствующими компонентами ПЭО СЕ.
Контур СЕ: линия пересечения обвода СЕ вертикальной плоскостью, перпендикулярной ее наибольшей проекции.
Метод сборки: совокупность взаимосвязанных решений, регламентирующих способы базирования, виды сборочных баз, последовательность установки СЧ при сборке СЕ.
Метод увязки:метод согласования геометрических параметров базовых поверхностей СЧ и технологической оснастки для сборки СЕ.
Монтаж сборочной оснастки для сборки СЕ:установка, обеспечение взаимного расположения в пространстве и закрепление элементов сборочной оснастки в соответствии с конструкторской и технологической документацией на оснастку.
Обвод СЕ: поверхность СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата, обтекаемая в полете воздушным потоком.
Опора: неподвижный фиксатор, предназначенный для базирования СЧ в процессе сборки СЕ.
Отклонение контура СЕ: отклонение действительного контура от теоретического контура СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека или агрегата.
Отработка конструкции СЕ на производственную технологичность:выработка комплекса конструкторских и технологических решений, направленных на обеспечение производственной технологичности конструкции СЕ, соответственно, на этапе ее сборки.
Оценивание производственной технологичности СЕ: проверка соответствия спроектированной СЕ условиям их технологичности, соответственно. Оценивание технологичности заканчивается ее оценкой.
Первоисточник информации: носитель значений геометрических параметров СЧ и технологической оснастки для монтажа и контроля соответствующей сборочной оснастки, применяемый для изготовления первоисточника увязки. Основные виды первоисточников информации: МПЭО, мастер-геометрия и пр.
Первоисточник увязки: первичный носитель увязанных значений геометрических параметров СЧ и технологической оснастки для монтажа и контроля соответствующей сборочной оснастки. Основные виды первоисточников увязки: чертеж, плаз, эталон, программа.
Подсборка СЕ, подсборка: СЧ, собираемая отдельно и выделенная технологом искусственно с целью сокращения цикла сборки СЕ в целом.
Производственная технологичность конструкции СЕ: совокупность предусматриваемых в процессе проектирования свойств конструкции, обеспечивающих минимальные трудовые и материальные затраты на освоение сборочного производства, изготовление в установленные сроки и в заданном количестве СЕ, в условиях соответствующего (-их) предприятия (-ий).
Сборка СЕ: комплекс работ по базированию, закреплению и выполнению соединений СЧ при сборке СЕ.
Сборная часть: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Сборочная база: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Сборочная единица (СЕ): объект Проекта, представляющая собой узел, панель, секцию, отсек, агрегат или систему как объект сборки.
Сборочная оснастка: часть СТО – технологическая оснастка, предназначенная для установки СЧ при сборке СЕ.
Сборочное приспособление для сборки СЕ (СП для сборки СЕ): сборочная оснастка, состоящая из фундаментных, каркасных, базирующих и базовых элементов и предназначенная для установки СЧ СЕ по соответствующему методу сборки.
Сборочные отверстия (СО): отверстия в сопрягаемых СЧ, используемые для их взаимной установки при базировании соответствующим способом и без применения сборочной оснастки.
Собираемость: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Соединение при сборке СЕ (соединение): в соответствии с
ОСТ 1.42064-80.
Составная часть СЕ (СЧ СЕ): элемент конструкции СЕ, представляющий собой деталь или сборную часть.
Способ базирования: базирование деталей и СЕ в процессе сборки СЕ, характеризуемое определенным составом сборочных баз.
Средства технологического оснащения для сборки СЕ (СТО сборки СЕ): совокупность оборудования, механизированного и режущего инструмента, технологической оснастки, применяемых при сборке СЕ.
Средство увязки: средство переноса увязанных значений геометрических параметров СЧ с первоисточника увязки на технологическую оснастку для монтажа и контроля сборочной оснастки. Основные виды средств увязки: инструментальные средства, шаблоны, макеты.
Схема сборки и увязки СЕ: графическое изображение (в виде условных обозначений) последовательности установки СЧ при сборке СЕ, с указанием первоисточников, средств увязки и увязываемых геометрических параметров базовых поверхностей СЧ, входящих в констркцию СЕ.
Теоретический контур СЕ: контур, заданный ПЭО СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека, агрегата.
Теоретический обвод СЕ: обвод, заданный ПЭО СЕ, представленной в виде панели, секции, отсека, агрегата.
Технологическая оснастка для монтажа и контроля: СТО, предназначенные для монтажа и контроля точности геометрических параметров сборочной оснастки для сборки СЕ.
Точность геометрических параметров СЕ: степень отклонения геометрических параметров СЕ от соответствующих заданных номинальных (теоретических) значений.
Точность увязки: степень соответствия величины отклонений фактического аэродинамического контура СЕ (представленной в виде панели. секции, отсека. агрегата), который получается при использовании соответствующего метод увязки, от теоретического.
Увязка: согласование геометрических параметров базовых поверхностей СЧ и сборочной оснастки.
Упор: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Условие производственной технологичности конструкции СЕ: соответствие максимально возможного количества геометрических и негеометрических атрибутов СЕ соответствующим качественным критериям технологичности ее конструкции.
Установка при сборке (установка): базирование и закрепление детали или СЕ при сборке.
Фиксатор: в соответствии с ОСТ 1.42064-80.
Электронная модель детали (ЭМД): МПЭО детали.
Электронная модель СЕ (ЭМСЕ): МПЭО СЕ.
Чертеж электронный (ЧЭ): оформленная надлежащим образом в установленном порядке и зафиксированная на машинном носителе техническая информация, состоящая из:
- реквизитной части, включающей идентифицирующие атрибуты (данные об авторе, время и место создания и т.д.) и электронную цифровую подпись;
- содержательной части, включающей совместно обрабатываемые графические, текстовые и числовые данные.
CAD-система: система, обеспечивающая компьютерное проектирование СЧ ЛА, с последующим автоматизированным формированием комплекта конструкторской документации (КД).
CAD/CAM-система: система, обеспечивающая интегрированное решение задач разработки КД и формирования УП для изготовления СЧ ЛА на оборудовании с ЧПУ.
CAE-система: система, обеспечивающая поддержку инженерных расчетов (система инженерного анализа).
CAM-система: система, обеспечивающая автоматизированное формирование, на основе имеющейся ЭМ ЛА, управляющих программ (УП) для изготовления СЧ на оборудовании с ЧПУ (система ТПП).
CAD/CAM/CAE/PDM-система: целостная интегрированная система, обеспечивающая создание и поддержку ПЭО ЛА.
EDM-система: система управления инженерными данными.
PDM-система: часть РLM-системы ЛА, обеспечивающая, в том числе:
- управление информацией о ЛА;
- доступ к проектной информации и управляющим процессам проектирования;
- интегрирование информации разных форматов и типов;
- совместную работу EDM-, PIM-, TDM-, TIM-систем.
PIM-система: система управления документацией (информацией о ЛА).
PLM-система: система управления жизненным циклом (ЖЦ) ЛА, функционирующая, в том числе, на основе ПЭО ЛА.
TDM-система: система управления техническими данными.
TIM-система: система управления технологической информацией.
В настоящем Проекте использованы следующие сокращения:
БО – базовое отверстие
КД – конструкторская документация
КТД – конструкторско-технологическая документация
КИМ – контрольно-измерительная машина
ЛА – летательный аппарат
ЛЦИС – лазерные центрирующие измерительные системы
ММ– металлический материал
МПЭО – модель ПЭО
НД – нормативные документы
ОСБ– отверстие под стыковой болт
ОЧК –отъёмная часть крыла
ПРШМ – программно-шаблонный метод
ПШМ – плазово-шаблонный метод
СЕ – сборочная единица
СО – сборочное отверстие
СП – сборочное приспособление
СТО – средства технологического оснащения
СЧ – составная часть
ТП – технологический процесс
ТПП – технологическая подготовка производства
УП – управляющая программа
ЧПУ – числовое программное управление
ЧШМ– чертежно-шаблонный метод
ЭИМ – эталонно-инструментальный метод
ЭМ – электронная модель
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем Проекте использованы положения следующих нормативных документов:
ОСТ 1.41708-2003 | Технологическое обеспечение разработки и постановки на производство летательных аппаратов. Порядок отработки конструкции изделия на производственную технологичность. |
ОСТ 1.42064-80 | Сборка самолетов. Термины и определения. |
ОСТ 1.42106-81 | Контроль обводов аэродинамических линейчатых поверхностей агрегатов в сборочном приспособлении. Типовой технологический процесс. |
ОСТ 1.42113-83 | Монтаж и контроль сборочной оснастки с помощью лазерных измерительных систем. Типовой технологический процесс. |
ОСТ 1.42296-85 | Система увязки геометрических параметров и обеспечения взаимозаменяемости узлов и агрегатов летательных аппаратов. |
ОСТ 1.42390-95 | Технологическое обеспечение разработки и постановки на производство летательных аппаратов. Порядок разработки и содержание директивных технологических материалов. |
ОСТ 1.42298-88 | Технологический контроль конструкторской документации изделий основного производства. |
ОСТ 1.51732-81 | Приспособление для сборки изделий. Изготовление и монтаж. Технические требования. |
ТР 1342-76 | Повышение точности увязки элементов обводообразующей оснастки. |
ТР 1.4.099-76 | Контроль обводообразующих элементов заготовительно-штамповочной и стапельно-сборочной оснастки, изготовляемой на оборудовании с ЧПУ. |
ТР 1.4.1219-83 | Увязка геометрических параметров и обеспечение взаимозаменяемости обводов узлов и агрегатов летательных аппаратов. |
ТР 1.4.1791-87 | Выбор оптимальных методов и средств обеспечения взаимозаменяемости узлов и агрегатов. |
ММ 1.4.1652-86 | Анализ и классификация сборочных единиц, деталей и технологического оснащения, выходящих на теоретический обвод агрегатов планера. |
КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ