Иванова Ольга Леонидовна
Основная задача трудового обучения в коррекционной школе VIII вида состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду. Обучающиеся должны сделать выбор профессии самостоятельно.
На развитие профессиональных возможностей обучающихся коррекционных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках технологии в учебных мастерских.
В процессе обучения труду обучающиеся приобретают технологические знания, умения, навыки. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления недостатков, присущих ученикам в трудовой и познавательной деятельности.
Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи обучающиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю педагога. Этим же, в значительной мере, определяется эффективность нравственного, физического и эстетического воспитания школьников в трудовом обучении.
Целью трудового обучения в специальной (коррекционной) школе является воспитание любви к труду и уважения к людям труда; формирование у обучающихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной подготовки к профессиональной деятельности.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников коррекционной школы к работе по профессиям квалифицированного труда, предъявляющего определенные (более высокие, чем при неквалифицированном труде) требования к интеллектуальному потенциалу работающего.
Наблюдения показывают, что дети с интеллектуальным недоразвитием очень редко сами выбирают профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: обучающиеся выбирают те специальности, по которым осуществляется их подготовка в школе, но бывает и наоборот - ученики не хотят работать по этим специальностям.
Трудовые возможности определяются путем педагогической оценки трудовой деятельности и общих качеств личности школьника (темперамента, характера, утомляемости), а также по медицинским показателям.
Выбор профессии осуществляется не под влиянием так называемого внутреннего импульса, а всегда связан с профориентирующими факторами. Школьник может быть ориентирован на определенную профессию со стороны членов семьи, знакомых или товарищей. При этом его возможности часто учитываются неправильно. Определение профессиональной пригодности осуществляется педагогами школы, в несколько этапов.
Первый этап (1-3 кл.) - это просвещение школьников - ознакомление с видами труда, изучаемыми в данной школе. Педагоги начальных классов проводят экскурсии по кабинетам трудового обучения для своих учеников.
Второй этап (4 кл.) - уточнение возможностей обучающихся и завершение профотбора в рамках определенного вида труда. Ознакомление с доступными выпускникам школы видами труда. Начало работы по воспитанию положительного отношения к выбираемой в рамках школьного образования профессии. В конце года класс делится на две половины. Девочек определяют в кабинет швейного дела, а мальчиков - в кабинет столярного, слесарного или малярного дела.
Третий этап (5-8 кл.) - профпропаганда той профессии, по которой ведется обучение. Изучение способностей и наклонностей школьников с ориентацией на труд по узкой специальности. Учителями трудового обучения на каждого обучающегося в конце каждой четверти заполняются диагностические карты способностей. Это позволяет определить уровень развития и усвоения знаний за год.
Четвертый этап (9-11 кл.) - изучение швейного и малярного дела на основе работы мастерских. В течение года проводятся экскурсии на производственные предприятия: швейное производство, стройплощадки, заводы по производству строительных материалов, учебные центры. Осуществляется знакомство обучающихся с трудовым кодексом. Это способствует расширению кругозора по изучаемой профессии. В конце года обучающиеся сдают экзамены по профессионально-трудовому обучению.
Так окончательно происходит их адаптация к профессии, приобретение нужных навыков, приходит понимание необходимости выбранной профессии, окончательное профессиональное самоопределение учащихся.
Список литературы:
1. Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. - 2006. - № 5.
2. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М. : Дрофа, 2009.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 классы. В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.