Принцип минимума массы
3.2.1.Правила необходимости
Прежде, чем проектировать какую-нибудь деталь или узел, нужно убедиться в том, что она необходима.
3.2.2. Правило выбора наименьших нагрузок
Заключается в поиске компоновочных и конструкторских решений, которые уменьшают нагрузки.
Пример:
3.2.3.Обоснованный выбор расчётных нагрузок
Нужно:
- исследовать реальные условия эксплуатации;
- выбирать рациональное значение nэ;
- учитывать не только статическую, но и усталостную прочность;
- создавать статически прочную конструкцию с минимальными весовыми издержками, а усилие делать после усталостных испытаний;
- рассчитать на прочность как можно большее число элементов.
3.2.4.Правила управления величиной нагрузки
3.2.5.Правило кратчайшего пути передачи нагрузки
Кессонные моноблочные крылья более выгодны в весовом отношении, чем лонжеронные.
Нужно, чтобы оси жёсткости всех элементов пересекались в одной точке.
3.2.6. Правило совмещения функций
Часто деталь, рассчитанная на один вид нагрузок, воспринимает дополнительную нагрузку другого вида без ущерба работоспособности –
3.2.7.Правило монолитности
Его целесообразность легко обнаружить при анализе массы соединений и стыков.
Нужно уменьшать количество звеньев в цепи передачи нагрузок
3.2.8.Правило соответствия формы сечений нагрузке
“От содержания, от назначения, от функций – к форме” (Антонов).
Любую силу можно воспринять сечением любой формы. Но какая форма сечения даст минимум массы?
Лекция 8
Любую силу можно воспринять сечением любой формы, вопрос в том какая форма сечения даст минимум массы.
τmax Минимум массы будет в том сечении в кото-
Мкр ром как можно большая часть работает с мак-
симальными напряжениями.
τmax
В таком случае большая часть площади
Мкр работает с большими Мкр.
Рассмотрим эпюры распределения нагрузки при растяжении, (не зависит от формы профиля):
σраст
Рассмотрим эпюры распределения нагрузки при изгибе:
σизг
2Fп Fст 2Fп>>Fст
σизг σизг
из выше приведенных примеров видно, что максимальная сила при изгибе действует в верхней и нижней точках элемента. Поэтому в авиации для уменьшения веса конструкции используют следующие виды элементов хорошо работают на срез и изгиб.
От внешней формы можно судить на какие нагрузки
рассчитана конструкция.
3.2.9. Правило максимального разнесения материалов.
Чем дальше разнесён материал от центра масс, тем лучше он воспринимает нагрузки.
Например возьмём:
h/2 = b
h 1
2 b
b h
В первом случае момент сопротивления: .
Во втором случае момент сопротивления: .
Потому что σmax = M/W, значит во втором случае несущая способность больше в 2 раза.
, (чем больше h, тем больше разнесение материала).
hц.т σд = σp ≈ σв
mп = Fп · l · ρ
При постоянной массе, удельная масса: