Приготовление блюда, определение его массы и проведение сенсорного анализа
После приготовления блюда «Шурпа» необходимо определить с помощью сенсорного анализа показатели качества данного блюда.
Органолептическая оценка – это оценка ответной реакции органов чувств человека на свойства продукции общественного питания как исследуемого объекта, определяемая с помощью качественных и количественных методов. Органолептический метод оценки качеств продукции довольно прост, хотя и субъективен, не требует ни сложного оборудования, ни большого количества времени и поэтому широко используется в практике работы предприятий общественного питания. Результаты органолептической оценки качества продукции во многих случаях являются окончательными и решающими.
Органолептический анализ – сенсорный (с помощью органов чувств) анализ продукции общественного питания с помощью обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха, как правило, предшествует физико-химическому и микробиологическому, что позволяет более полно оценить качество продукции и повысить оперативность контроля.
Органолептическая оценка может быть выражена качественными и количественными характеристиками. При качественной оценке дастся словесное описание тех или иных свойств продукции (соленая, кислая, жесткая, нежная и т. д.), а при количественной выражается и баллах по определенной шкале, применяемой для отражения уровня качества органолептической характеристики.
Каждый из органов чувств человека (зрение, обоняние, вкус, осязание) выявляет в продукции только ему присущие свойства.
Зрение позволяет определить внешний вид, форму, цвет, прозрачность, блеск, однородность, пористость и другие свойства.
Внешний вид – органолептическая характеристика, отражающая общее зрительное впечатление или совокупность видимых параметров продукции общественного питания и включающая в себя такие показатели, как цвет, форма, прозрачность, блеск, вид на разрезе и др.
При помощи обоняния определяют запах, аромат, букет. Запах – это органолептическая характеристика, воспринимаемая органом обоняния при вдыхании летучих ароматических компонентов продукции общественного питания. Аромат – это приятный гармоничный запах, характерный для данного продукта питания (например, укропа, петрушки, специй, кофе и т. д.). Букет – это приятный развивающийся запах, формирующийся под влиянием сложных процессов, происходящих в сырье (пищевых продуктах) во время производства продукции общественного питания.
С помощью глубокого осязания оценивают такие показатели качества продукции, как консистенция, плотность, упругость, пластичность, хрупкость, эластичность и др.
В полости рта определяют такие показатели, как текстура, жесткость, сочность, терпкость, волокнистость, однородность, вкус, нежность и др.
Сочность – впечатление, производимое соками продукции во время разжевывания Однородность – впечатление, возбуждаемое размерами частиц продукции при распределении ее в полости рта.
Волокнистость — впечатление, вызываемое в полости рта волокнами продукции, которые оказывают сопротивление при разжевывании продукции (например, тонко- и грубоволокнистое мясо).
Крошливость – свойство твердой продукции разрушаться при раскусывании и разжевывании, обусловленное слабой степенью сцепления между частицами.
Нежность (жесткость) – свойство твердой продукции оказывать сопротивление при раскусывании и разжевывании (нежное мясо, жесткая свекла и т. д.).
Вкус – органолептическая характеристика, отражающая ощущения, возникающие в результате взаимодействия различных растворенных химических веществ на вкусовые рецепторы.
Текстура – органолептическая характеристика, представляющая собой совокупность механических, геометрических и поверхностных характеристик продукции общественного питания, которые воспринимаются механическими, тактильными (расположены в ротовой полости – язык, зубы, десны) и там, где это возможно, визуальными и слуховыми рецепторами. Консистенция является одной из составляющих текстуры.
Консистенция представляет собой совокупность реологических (связанных со степенью густоты и вязкости) характеристик продукции общественного питания, воспринимаемых механическими и тактильными рецепторами.
Терпкость – это определенное чувство осязания продукции в полости рта, вызываемое тем, что внутренняя поверхность полости рта стягивается и при этом появляется чувство сухости в полости рта.
Флейвор – комплексное ощущение вкуса, запаха и текстуры при распределении продукции в полости рта.
С 2010 г. введен в действие ГОСТ Р 53104–2008 «Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания», предназначенный для объективного контроля качества продукции общественного питания массового изготовления.
Этот метод заключается в прямой рейтинговой оценке качества образцов продукции общественного питания, отобранных по определенной процедуре, в целом и некоторых ключевых органолептических характеристик образцов продукции. Для каждой оцениваемой характеристики устанавливаются сенсорные спецификации.
Под продукцией общественного питания понимается продукция, изготовляемая партиями. Партией считается любое количество продукции одного наименования, одной даты и смены выработки, изготовленной в одинаковых условиях на одном предприятии, в одинаковой потребительской упаковке и/или одинаковой транспортной таре.
В нормативном документе введены новые понятия, такие как рейтинговая оценка и сенсорные спецификации.
Рейтинговая оценка качества заключается в количественной оценке качества продукции с помощью порядковых (балльных) шкал в соответствии с уровнем общего качества продукции и/или ее отдельных органолептических характеристик, а также анализе недостатков и дефектов, типичных для продукции данного вида.
Сенсорные спецификации – это минимально допустимые рейтинговые оценки качества для каждой органолептической характеристики продукции, установленные изготовителем продукции и используемые в процедуре контроля качества.
Органолептическую оценку качества продукции проводят сотрудники предприятия, владеющие навыками оценки продукции, знающие критерии качества и не имеющие ограничений по медицинским показаниям (хронические заболевания и аллергия).
Для достижения объективности результатов каждый участник оценки должен быть обеспечен нейтрализующими продуктами, позволяющими восстанавливать вкусовую и обонятельную чувствительность. Это белый пшеничный хлеб или сухое пресное печенье, негазированная питьевая вода без вкуса и запаха и другие продукты.
Органолептический анализ продукции массового изготовления включает в себя рейтинговую оценку внешнего вида, текстуры (консистенции), запаха и вкуса с использованием балльной шкалы: 5 баллов – отличное качество, 4 балла – хорошее качество, 3 балла – удовлетворительное качество и 2 балла –неудовлетворительное качество.
Оценка 5 баллов соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) без недостатков и должна строго соответствовать требованиям нормативной и технической документации.
Оценка 4 балла соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) с незначительными или легкоустранимыми недостатками. К таким недостаткам относят типичные для данного вида продукции, но слабовыраженные запах и вкус, неравномерную форму нарезки, недостаточно соленый вкус блюда (изделия) и т. д.
Оценка 3 балла соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) с более значительными недостатками, но пригодными для переработки. К таким недостаткам относят подсыхание поверхности изделий, нарушение формы, неправильная форма нарезки овощей, слабый или чрезмерный запах специй, наличие жидкости в салатах, жесткая текстура (консистенция) мяса и т. д. Если вкусу и запаху блюда (изделия) присваивают оценку 3 балла, то независимо от значений других характеристик общий уровень качества оценивают не выше чем 3 балла.
Оценка 2 балла соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) со значительными дефектами: наличие посторонних привкусов или запахов, пересоленные изделия, недоваренные или недожаренные, подгорелые, утратившие форму и т. д.
Общая оценка качества анализируемого блюда (изделия) рассчитывается как среднее арифметическое значение оценок всех сотрудников, принимавших участие в оценке, с точностью до первого знака.
Качество продукции общественного питания по органолептическим показателям определяют для партии сразу после ее изготовления, перед реализацией.
При органолептической оценке большого ассортимента образцов продукции необходимо учитывать, что в первую очередь пробуют блюда (изделия), обладающие слабовыраженными органолептическими характеристиками (например, крупяные супы), далее оценивают продукцию с более интенсивными свойствами, а сладкие блюда оценивают последними. Оценка каждого образца осуществляется с сохранением порядка представления без возврата к ранее опробованным образцам.
При органолептической оценке температура продукции должна соответствовать температуре блюда (изделия) при их реализации. Температура образца продукции и воды для полоскания рта, по возможности, должна быть одинаковой. После оценки каждого образца сотрудники должны снимать оставшееся послевкусие, ополаскивая рот водой и/или используя другие нейтрализующие средства.
Рейтинговая оценка качества продукции может проводиться как в целом (общий уровень), так и по характеристикам (например, внешний вид, запах или вкус) и/или отдельным ключевым характеристикам (например, цвет, вид на разрезе или вкус). Для отдельных групп блюд количество оцениваемых показателей может быть снижено (прозрачные супы) или увеличено (мучные кондитерские и булочные изделия).
При оценке внешнего вида обращают внимание на его конкретные свойства, такие как цвет (основной тон и его оттенки, интенсивности однородность), форма и ее сохранность в готовом блюде (изделии), состояние поверхности, вид на разрезе (изломе), правильность оформления блюда и др.
Оценка текстуры (консистенции) проводится:
- визуально (например, вязкость жидкости при переливании, густота соуса при размешивании ложкой);
- визуально и тактильно – прикосновением к продукту (изделию) столовым прибором (ножом, вилкой) и/или поварской иглой, а также приложением усилий – нажатием, надавливанием, прокалыванием, разрезанием (рыбные, мясные изделия, желе), размазыванием (паштет, икра, фарш, крем);
- тактильно в полости рта и в процессе пережевывания.
Оценку запаха проводят следующим образом: делают глубокий вдох, задерживают дыхание на 2...3 с и выдыхают. В ходе анализа устанавливают типичность запаха для блюда (изделия, полуфабриката) данного вида, оценивают качество отдельных характеристик запаха, если это предусмотрено, а также определяют наличие посторонних запахов. Для оценки блюд (изделий) с плотной текстурой (консистенцией), например из мяса или рыбы, применяют «пробу иглой» или «пробу на нож», для чего деревянную иглу (подогретый нож) вводят в толщу изделия или центр блюда, а после извлечения быстро оценивают запах.
Оценку вкуса проводят следующим образом: тестируемую порцию продукции помещают в ротовую полость, тщательно пережевывают и устанавливают типичность вкуса для блюда (изделия) данного вида, анализируют качество отдельных характеристик вкуса, если это предусмотрено, а также определяют наличие посторонних привкусов.
Особенности проведения органолептической оценки качества отдельных видов продукции общественного питания приведены в приложении А ГОСТ Р 53104 (рекомендуемые).
Таким образом, при сенсорной оценке каждый показатель качества оценивается по пятибалльной системе: пять – отлично; 4 – хорошо; 3 - удовлетворительно; 2 – плохо; 1 – неудовлетворительно. Максимальная сумма баллов 30. За каждый дефект снимается 1 балл и оценка снижается. Блюдо, получившее оценку 0 по вкусу, запаху или консистенции, считается браком независимо от результатов оценки по другим показателям. Если блюдо не отвечает кулинарным требованиям вследствие приготовления из недоброкачественного сырья, то оценка блюда тоже снижается. Общая оценка выводится как среднее арифметическое с точностью до одного знака после запятой .
А также с суммы баллов снимают за более низкую (по сравнению с рекомендованной) температуру отпуска горячих блюд – 1 балл на каждые 10ºС, за более высокую температуру холодных блюд – 1 балл на каждые 5ºС.
В качестве основы используется шкала снижения бальной оценке качества блюд за обнаруженные дефекты, разработанную Научно–исследовательским институтом общественного питания совместно с Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова.
Шкала снижения оценки качества блюда «Шурпа» за обнаруженные дефекты представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Шкала снижения оценки качества блюда " Шурпа " за обнаруженные дефекты
Наименование показателя | Дефекты и недостатки | Снижение оценки, баллы |
Внешний вид | - | - |
Запах, вкус | - | - |
Текстура | - | - |
Соответственно, затем подсчитывают балы и выводят среднюю оценку. Данные сведены в таблицу 2.4.
Таблица 2.4 - Перевод суммы баллов в соответствующую оценку
Сумма баллов | Средняя оценка |
Также на данное блюдо в приложении 4 прилагается дегустационный лист.