Возможные пути и приемы реализации графических навыков на уроках технологии с другими предметами
Решая насущную проблему в учебном процессе – изучение графической грамоты – обязательно в учебную программу по технологии включаю материал из разделов по черчению, что позволяет учащимся развить пространственные представления, читать чертежи, т.е. выделять знания, умения, которые необходимы в жизни каждого человека, видеть проблему.
Интеграция уроков черчения и технологии:
Интеграция уроков черчения и технологии предусматривает установку постоянной связи, заключающая в увязке тематики этих уроков.
Конечно, данная связь ни в коем случае не должна нарушить логики
изучения каждого из данных предметов ,а лишь способствовать повышению трудовой деятельности, развитию мышления и конструкторских способностей школьников. Проведение уроков технологии в органичной связи с уроками черчения способствует развитию таких важных качеств, как умение пользоваться чертежом во время трудового процесса. В результате такой связи графические знания учащихся, Закрепляются и углубляются, при этом известно, что учащиеся в школьной мастерской заняты изготовлением различных изделий.
В процессе изготовления изделий на уроках технологии необходимо постоянно следить за тем ,чтобы школьники как можно чаще обращались к чертежу или схеме. Помимо чтения чертежа, большое внимание уделяется размерам, от точности которых зависит как будет выглядеть изделие. Не менее важное значение на уроках технологии придается анализу технологического процесса, при котором учащиеся знакомятся с последовательностью изготовления изделий. А так как анализ технологического процесса сопровождается демонстрацией инструкционных и технологических карт, то успешность его выполнения зависит от умений чтения чертежа.
Необходимость использования интеграции технологии и черчения продиктована тем, что первые шаги знакомства учащихся с чертежом и
ГОСТом на уроках технологии начинается с 5 класса. Практические задания по технологии с понятиями о чертеже , решением задач с элементами проектной деятельности.
Главным качеством, общим для черчения и конструирования, является
умение использовать графические знания в новой, конкретно заданной ситуации. То есть , когда ученик может правильно понять условие задачи, выраженное языком графики, выбрать те предметы изображений, которые необходимы на определенном этапе решения задачи, способны составить опору техническому замыслу, удерживать его в сознании, послужить основой для развития замыслов и его завершения. В данном русле общую готовность учащихся к проектной деятельности на уроках технологии могут развивать задачи, взятые из предметной области черчение.
Вместе с тем при интеграции черчения и технологии возникают серьезные проблемы, связанные с оцениванием результативности учебного процесса. Если приобретение умений и усвоение правил графической грамотности педагогу оценивать легче, так как есть образцы для подражания и сравнения с ними ученических работ, то образцов для сравнения и оценки творческих замыслов и адекватности их выполнения нет и быть не может, если эти замыслы действительно творческие, новые, самостоятельные. Поэтому я в своей педагогической практике при оценивании уровня развития пространственных представлений учащихся, я делаю упор на такие критерии, как увлеченность преобразовательной деятельностью, оригинальность, качество выполненной работы (ее эстетические качества), уровень сформированности или развития (в зависимости от класса) контрольно-оценочной деятельности учащихся. При этом на своих уроках стараюсь помочь каждому ребенку обрести уверенность и веру в себя с помощью творческих заданий.
Формы и методы использования интеграции учебных предметов изобразительное искусство, черчение и технология не претендуют на исчерпывающую полноту их применения. Развитие современного общества, повышающиеся требования, предъявляемые к выпускнику общеобразовательной школы, обуславливают необходимость постоянного поиска учителем технологии средств усиления графического образования, развития пространственного мышления, являющихся частью общего образования современного человека.
Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителем материала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.
Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л., Талызина Н.Ф., Хуторской А.В., Фридман Л.М. и др.
Фридман Л.М. определяет умение как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно
Педагоги и психологи (Фридман Л.М., Талызина Д.Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений. На основе проанализированного материала мы составили таблицу, в которой в общем виде представлены типы умений и способы их формирования применительно к изобразительной деятельности
Наряду с понятием «умение» Рубинштейном С.Л. и Фридманом Л.М. рассматривается понятие «навыки», так как они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, действие доходит до автоматизма - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык
Рубинштейн рассматривает навыки как полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля
Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, учащиеся при обучении рисованию (иллюстративному, декоративному) выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов, связок элементов и стилизацией. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат.
Талызина Н.Ф. отмечает, что все умения, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории: общие, которые формируются у учащихся при изучении этого предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.; специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах
Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.
Учащийся усваивает способ работы с учебным материалом, задаваемый ему учителем и перерабатывает его под себя. Но этот переработанный способ нередко включает нерациональные приемы, которые затрудняют формирование умений.
Что же должен делать учитель, для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения? Отметим два главных момента - постановку цели и организацию деятельности.
Прежде всего, перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением.
Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас).
После постановки цели следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен получить алгоритм работы. После чего необходимы упражнения в использовании приобретенного умения.
Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Описанный выше процесс формирования умений и навыков может быть применен в процессе работы над графической иллюстрацией.
Иллюстративное рисование занимает особое место в процессе формирования и развития умений и навыков. Поэтому к разработке методик проведения уроков тематического рисования предъявляются высокие требования, так как иллюстрирование книги предполагает глубокое понимание личности писателя, стилевых особенностей его творчества и самой эпохи, эстетических требований сегодняшнего дня. Способность создать художественное изображение по словесному описанию, самостоятельное изучение особенностей эпохи, быта, национальной культуры, той среды, о которой идет речь в литературном произведении, поиски решения композиции - всё это присуще работе художника-иллюстратора. При этом, крайне необходимыми являются: стимулирование активизации художественной деятельности, тренировка памяти и творческого воображения.
Учитель, в рамках урока по иллюстративному рисованию, должен ориентировать школьников на выполнение следующих задач:[9, с. 118]
-овладение знаниями художественно-выразительных особенностей книжной графики;
-знание специфики выполнения книжной иллюстрации;
-умение найти композиционное решение при создании книжной иллюстрации;
-умение определять стилистический язык оформляемого произведения.
Поэтому методика проведения урока тематического рисования должна содержать вопросы изучения средств художественно-образной выразительности и принципы взаимодействия трех композиционных составляющих книги - литературной, изобразительной и архитектонической. Методы обучения должны быть направлены на решение проблемы формирования у школьников профессионального мастерства, поиск индивидуального стиля, оригинальные способы решения художественных задач, а так же формирование специальных графических умений и навыков.
Всё это предусматривает поэтапное развитие следующих умений:
-умение применять знания теории графического изображения на практике (овладение графическими материалами и выразительными средствами);
-организовывать композицию графического листа (поиск композиционного центра, подчинение второстепенного элемента главному);
-выполнять композиционные наброски, зарисовки и эскизы с натуры, по представлению, воображению;
-использовать наиболее выразительные графические техники с учетом их специфики и изобразительных возможностей;
-работать в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт) и на разнообразные темы;
-стилизовать предметы реального мира в соответствии со спецификой языка графики;
-использовать собственный стиль в графической работе;
-создавать графический образ с помощью различных графических приемов;
-самостоятельно переносить эскизы на работу;
Подводя итог, можно обобщить, что процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.
Под понятием «умение» в нашей работе мы будем понимать способ выполнения действия, освоенный субъектом, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем упражнений. Под понятием «навык» понимается умение, доведенное до автоматизма.
Для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование элементов графических знаний необходимо для того, чтобы обучить учащихся чтению и составлению графической документации. На первый взгляд может показаться, что в учебном процессе чтение и составление технической документации – неразделимы, в действительности это не так. Необходимость в чтении технической документации возникает с первого занятия, когда пятиклассникам нужно представить себе внешний вид, форму и размеры изделия. Составлять же техническую документацию школьники начинают несколько позже. Это умение достигается в результате целенаправленной работы учителя с учащимися.
Таким образом, ознакомление учащихся с элементами графических знаний начинается с обучения чтения графической документации.
На занятиях в школьных учебных мастерских в качестве технической документации применяются технические рисунки, эскизы, рабочие чертежи. Опыт показывает, что начинать следует с технического рисунка, что позволяет опереться на знания учащихся по рисованию и более легко дать им представление о графическом изображении обрабатываемого изделия. Для того, чтобы представление учащихся о форме изделия и его истинных размерах было отчетливым, рекомендуется наряду с техническим рисунком демонстрировать само изделие. После усвоения учениками технического рисунка можно переходить к эскизу. При этом также рекомендуется демонстрировать готовые образцы изделий.
Современный человек окружен огромным потоком информации, более 70 % которой уже имеют графическую форму предъявления, широко используемую во всех сферах жизни общества. Это стало возможным потому, что графические изображения образны, компактны и доступны к прочтению.
Среди многих задач школы стала важной еще одна: сформировать у школьников знания о методах получения графических изображений информации, научить графическому языку делового общения. Свободное владение графическим языком имеет большое значение и тесно связано с задачами экономического развития страны и утверждением ее статуса как мировой державы в сфере науки, культуры, высоких технологий. Грамотные инженеры и высококвалифицированные рабочие как никогда востребованы на современном рынке труда. Решить эти задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки выпускников. Освоение графического языка необходимо, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы в других странах мира, а также для продолжения образования. Основательная, систематическая графическая подготовка обеспечит отчасти трудовую мобильность, смену профессий, переквалификацию на современном рынке труда.
Кроме этого, графическая подготовка создает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана, а также позволяет школьникам активно проявить себя в проектной и конструкторской деятельности.
Все перечисленное показывает необходимость графического образования как обязательной составляющей содержания общего образования, обеспечивающей коммуникативное и технологическое образование учащихся. Назначение предмета «черчение» в учебно - воспитательном процессе школы состоит в развитии пространственного, логического, абстрактного мышления творческих качеств личности, наблюдательности, внимания, в формировании пространственного воображения и пространственных представлений, в обеспечении политехнической и графической грамотности, в знакомстве с началами проектирования и конструирования.