Проблемы корпоративной идентификации
Идентификация как способ соотносить себя с «иным» важна для эффективного формирования имиджа. Имидж тем успешнее, гармоничнее, чем более адекватно соотносит человек себя и свою позицию с декларируемым организацией образом – имиджем. Идентификация важна как для внутреннего, так и для внешнего имиджа организации.
Имидж – это сложное социально-психологическое образование. Его формирование зависит не только от самой организации, но и от социального окружения. Имидж – не то, что делает организация, а то, что думают другие по поводу ее деятельности. Поэтому донести до общественности смысл деятельности организации, регулировать взаимодействие, гармонизировать его – важная составляющая в проблеме идентификации имиджа. В этом заключается важнейшая цель службы PR.
Можно выделить основные идентификационные функции, выполняемые этой службой:
Ø установление доверия между организацией и общественностью, благодаря чему устраняются межгрупповые различия, уменьшаются коммуникационные барьеры;
Ø узнавание, или ориентировка (в некоторых источниках – позиционирование), позволяющее отличать организацию по элементам её имиджа;
Ø контакт или коммуникация, заключающаяся в непосредственных связях между организацией и различными социальными группами через СМИ, благотворительные формы или другие социально признаваемые формы деятельности;
Ø приобщение организации к социальной среде для создания эффекта единства, причастности к общим проблемам.
Таким образом, благодаря PR продвигается социальный и бизнес-имидж организации, что особо важно для внешнего имиджа.
Персональная идентификация, важная для внутреннего имиджа организации, для поддержания внутреннего баланса, обеспечивается за счёт целенаправленной работы с персоналом по выработке и присвоению единых целей его движения, единых норм корпоративной культуры, определяется политикой и поведением лидера. Для успешной идентификации важен корпоративный дух, ощущение силы и уверенности, вселяемой в людей самой организацией и её руководителями. В персональной идентификации важны ощущения комфортности и надёжности у членов организации от того, что делается в ней. Достижение такого внутреннего согласия требует кропотливой и профессионально обеспеченной работы, для которой следует знать и владеть психолого-педагогическими технологиями идентификации.
Вопросы для самопроверки
1. 1. Определите понятие корпоративного имиджа.
2. 2. Назовите составляющие имиджа вашей фирмы.
3. 3. Каковы критерии эффективного имиджа корпорации?
Рекомендуемая литература
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М., 1998.
Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. СПб., 2000.
Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организации и управления. Воронеж, 1995.
Франц А.С. Российская корпоративная культура. Екатеринбург, 2001.
Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. М., 2000.
ИМИДЖ СЕМЬИ
Общение в семье
Из всех человеческих отношений отношения между людьми в семье наиболее глубоки и прочны. Они включают четыре вида отношений:
психофизиологические–отношения биологического родства и полового удовлетворения;
психологические–предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку;
социальныеотношения включают распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.
культурные–это особого рода внутрисемейные отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях той культуры (национальной, религиозной и т.п.), в которой эта семья возникла и существует.
Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на детях.
Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу. В каждом из названных видов отношений умение считаться с личными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом имеет огромное значение. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с утверждением и упрочением внутрисемейной культуры общения.
Такие особенности родительского стиля поведения, как положительные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству оказывают существенное влияние на развитие ребенка. Стиль родительского поведения также влияет на взаимоотношения между родителями и ребёнком. Вместе с тем нет жёсткой зависимости между удовлетворённостью супругов своими взаимоотношениями и личностным развитием их детей. Последнее больше зависит от того, насколько стабильно родители занимаются их познавательным и физическим развитием.
Нормальные отношения складываются при взаимной удовлетворённости супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Матери, удовлетворённые своим браком, проявляют больше теплоты и меньше сердятся на своих сыновей, а удовлетворённые браком отцы более «попечительны» по отношению к дочерям. Те родители, которые проявляют больше положительных эмоций в отношениях друг с другом, обнаруживают и бо́льшую теплоту в межличностных отношениях с детьми. Особое значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также соблюдение родителями элементарных норм и правил общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу.
Частые причины аномалий в воспитании детей – систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причина этого – в неоднозначном понимании супругами семейных ролей мужа, жены, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самые существенные факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитании детей, – это несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на такие моральные ценности, как честь, совесть, долг, обязанности перед семьёй, мера ответственности за состояние дел в семье.
Наибольшая неудовлетворённость супружеством у женщин проявляется в период, начиная с беременности и до достижения ребёнком шестимесячного возраста, а для мужчины – примерно с шести месяцев после рождения ребёнка и до достижения им полутора лет. Эти различия могут приводить к возникновению более или менее выраженного чувства взаимного отчуждения, что в свою очередь служит основанием для серьёзных межличностных конфликтов, которые влияют на оценку супружества и перспектив его сохранения обоими партнёрами. Чем больше различий возникает между супругами, тем больше конфликтов происходит между ними, и тем большую неудовлетворённость супружеством испытывают оба партнёра. Такую же отрицательную роль могут сыграть и нереализованные ожидания партнёров, связанные с супружеством.
Низкая самооценка и низкая удовлетворённость браком в конце беременности жены нередко предвещают индивидуальный и межличностный дискомфорт. У женщин депрессия обычно развивается в результате ограничения их жизни домашними делами на протяжении восемнадцати месяцев после рождения ребёнка, а также из-за расхождений во взглядах супругов на внутрисемейное распределение обязанностей. Риск супружеского дискомфорта значительно возрастает в том случае, когда изначально один из супругов не был достаточно уверен в том, стоило ли заводить ребёнка.
Сам по себе факт наличия или отсутствия детей, гораздо меньше влияет на семейный дискомфорт, чем имеющиеся у супругов расхождения в оценках личностных, супружеских и внесемейных отношений. Переход к родительству лишь усиливает имевшие место различия, существовавшие раньше в индивидуальной жизни мужчины и женщины.
Различные сферы развития детей связаны с разными проявлениями внутрисемейных отношений. Когнитивное развитие ребёнка в наибольшей степени зависит от того, как каждый из родителей справляется с его обучением. Оценка поведенческих проблем связана с поведением родителей в отношении друг друга. Только у здоровых родителей могут быть здоровые дети. Глубоко ошибаются те взрослые, которые думают, что до обзаведения семьёй можно вести любой образ жизни и что это не скажется пагубно на их будущих детях.
Особое внимание следует обратить родителям на своё психическое и нравственное здоровье. Недооценка состояния своего психического здоровья наносит сильнейший вред их детям. Для людей, обладающих добротным нравственным здоровьем, честь своего имени, забота о счастье детей, уважительное отношение к взглядам и желаниям своего партнёра – основополагающие моральные ценности. Они упорно соблюдают традиционную структуру семьи, воспитывают у детей не только стремление к личному успеху в жизни, но и обязательное сохранение достойного имиджа своих родителей и родственников.
Родители обязаны видеть в детях будущих родителей их детей. Одно дело, когда родители пекутся о своих чадах во имя того, чтобы те скорее встали на свои ноги и были опорой им в старости. И другое дело, когда в сознании родителей чётко прослеживается цель подготовить своих детей к будущей семейной жизни и родительской деятельности. И проявляется это в передаче им основ личной гигиены, вплоть до интимных тонкостей, воспитании у них интереса к ортобиозу навыков домоводства. Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь, как в умственном, так и в физическом отношении.
Здоровье будущих родителей во многом зависит от их моральной стойкости. И роды, и семейные неприятности – всё это нелёгкое испытание, которое достойно выдерживают те, кто с малых лет был подвержен «нравственному закаливанию». Под ним великий отечественный педагог П.Ф. Каптерев подразумевал развитие у детей значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных, более или менее значительных удовольствий для достижения поставленной цели. Человек, жизнь которого преисполнена только радостью и удовольствием, мало расположен сочувствовать горю других.
Семья – уникальный социум. В ней мы проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее реально создать обстановку, проникнутую духом бережного, заботливого отношения друг к другу, детям и другим членам семьи. Семья стоит у истоков становления личности и предопределяет, каким быть её физическому и нравственному здоровью. Привлекательная сторона семьи в том, что в ней беспредельны возможности индивидуального распознавания ребёнка, построения с ним отношений, ему посильных и увлекательных. Только семья способна научить личность не трепетать перед общественным мнением или каким-то авторитетом, проявляя к ним уважение, но оставляя за собой право на собственную позицию.
Повседневный контакт с детьми создаёт родителям массу проблем, связанных с выбором моделей своего поведения. Как правило, добиваются желаемых успехов те из них, которые искусны в игровом общении с детьми. Игра – это надёжная, проверенная временем модель родительского поведения. Присмотритесь к лицам взрослых покупателей в отделе игрушек: улыбки, светящиеся глаза, восторг. Иногда – озабоченность, серьёзность, растерянность. Выбор игрушки – дело радостное, но непростое. Игрушки – это серьёзно. В некоторых семьях игрушки передаются от поколения к поколению; они напоминают о первых шагах ребёнка, о его первых словах, интересах и увлечениях, в общем, о пути взросления человека. Игрушки нашего детства... Мы любили их самой первой и самой настоящей любовью – глубоко и бескорыстно. Мы отдавали им всё лучшее, что у нас было: от лакомства и любимого платья – до самых светлых помыслов и желаний. Нанесённая им кем-то обида не забывалась никогда, а прощалась редко, оставаясь подчас непреодолимым барьером и во взрослых отношениях людей – братьев и сестёр, друзей и подружек, детей и родителей. Порой никакими угрозами или посулами невозможно добиться от ребёнка послушания. И вдруг на глазах родителей с ним происходит чудесная метаморфоза. И причиной тому игра. И это понятно – увлекательное всегда для детей наиболее привлекательно. Играющие родители – это одарённые люди. Они не допускают «парникового эффекта» в воспитании детей. В таких семьях дети растут любознательными, с чувством личного достоинства, со здоровой психикой.
Мы порой, не замечая, сводим общение с ребёнком к заботе о том, чтобы он был одет, обут, накормлен, занимался языками, спортом и пребывал в уверенности, что мы – хорошие родители. Конечно, сегодня всё это требует от нас порой очень больших усилий. Но не забываем ли мы в наших далеко не простых родительских заботах о самом главном – о душе ребёнка? Вспомните, когда в последний раз вы сидели рядышком и беседовали о чём-то задушевном, когда говорили, что очень любите его?
Дорогие родители, не забывайте, как хрупок и раним внутренний мир вашего ребёнка и, пожалуйста, не выбрасывайте старых игрушек.
Природная потребность детей – познавательность. Она физиологически обусловлена процессом саморазвития интеллекта, расширением эмоционального диапазона становящейся личности. Для благоприятного протекания этого процесса психике нужна информация. Дети любопытны. Со временем это качество перерастает в любознательность. Долг родителей – умело отбирать информацию, предназначенную детям, придавать ей яркую и выразительную форму.