Показатели рабочего цикла
Индикаторные показатели – это показатели, характеризующие совершенство рабочего цикла по теплоиспользованию, связанные с качеством организации процессов в двигателе.
Эффективные показатели – это показатели, характеризующие дополнительно к индикаторным показателям, степень механического совершенства двигателя.
– индикаторная работа.
Полная полезная работа носит название индикаторная работа.
– эффективная работа;
– работа механических потерь.
Индикаторная работа не может быть полностью передана потребителю. Поскольку часть ее затрачивается на механические потери в двигателе (работа сил трения, привод вспомогательных механизмов, работа газообмена).
Индикаторные показатели.
Среднее индикаторное давление.
Среднее индикаторное давление цикла – это условное постоянное избыточное давление, действующее на поршень в течении хода расширения и создающее работу, равную индикаторной.
По значению делают заключение о степени эффективности рабочего цикла двигателя. Чем выше , тем больше степень использования рабочего объема цилиндра.
Двигатель с искровым зажиганием (4 такта):
Без наддува
С наддувом
Двигатель с искровым зажиганием (2 такта):
Дизельный двигатель:
Без наддува
С наддувом
Индикаторная мощность.
Индикаторная мощность – это суммарная работа действительных циклов за единицу времени.
;
– число рабочих циклов, совершаемых двигателем в секунду;
– частота оборотов коленвала;
– число ходов поршня;
– тактность двигателя;
– мощность одного цилиндра;
, где – количество цилиндров.
– литровая мощность
– рабочий объем двигателя.
Для сравнения различных двигателей по мощности используется литровая или удельная мощность – мощность, получаемая с одного литра рабочего объема двигателя (степень форсирования двигателя).
Индикаторный КПД.
Индикаторный КПД – отношение тепла, превращенного в индикаторную работу двигателя ко всему затрачиваемому теплу.
– расход;
– теплотворная способность топлива (теплота сгорания).
,
В отличии от термического КПД, индикаторный КПД оценивает степень использования тепла в действительном цикле с учетом всех тепловых потерь (неполное сгорание топлива, потери тепла в стенке цилиндра, догорание топлива в процессе расширения или в конце процесса расширения и т.д.).
– в современных двигателях.
Индикаторный удельный расход топлива.
– удельный расход топлива – масса топлива, расходуемая двигателем на единицу индикаторной мощности за час.