Расчет параметров передачи. Проектирование начинают с выбора типа цепи
Проектирование начинают с выбора типа цепи. В цепных передачах приводов применяются роликовые и втулочные цепи по ГОСТ 13568-97:
· ПР – роликовые;
· ПВ – втулочные;
Для общепромышленных приводов рекомендуется применять цепи ПР.
Число зубьев ведущей звездочки принимается по рекомендациям п. 5.6 из ряда (по ГОСТ 591): 9, 10, 11, 12, (13), 14, (15), 16, (17), 18, (19), 20, (22), 25, (28), 32, (36), 40, (45), 50, (56), 63, (71), 80. При выборе числа зубьев следует отдавать предпочтение числам без скобок.
Число зубьев ведомой звездочки .
Результат округляют до ближайшего целого значения. Во избежание соскакивания цепи ограничивают не более 120. Для более равномерного износа цепи желательно применять нечетное число зубьев на малой звездочке и четное число зубьев на большой звездочке.
Шаг цепи t рассчитывается по формуле:
,
где – вращающий момент на быстроходном валу передачи, Н∙мм;
– коэффициент, учитывающий конкретные условия монтажа и эксплуатации цепной передачи;
– число зубьев ведущей звездочки;
– допускаемое давление в шарнирах; при расчете шага цепи t в первом приближении берется среднее значение »20МПа, при расчете во втором приближении берется из таблицы 5.2.
– число рядов цепи.
Полученное значение t округляют до ближайшего большего стандартного значения по ГОСТ13568-97 (см. табл. 5.4).
Коэффициент представляет собой произведение шести множителей:
.
Значения выбираются по рекомендациям таблицы 5.1.
Таблица 5.1
Значения поправочных коэффициентов
Коэффициент динамичности нагрузки | При нагрузках близких к постоянным, без резких колебаний | =1 |
При переменной или толчкообразной нагрузке | =1,25¸1,5 | |
При ударной нагрузке | =2¸3 | |
Коэффициент , учитывающий влияние межосевого расстояния | При оптимальном межосевом расстоянии | =1 |
При | =1,25 | |
При , | уменьшают на 0,1 на каждые | |
Коэффициент , зависящий от угла наклона передачи к горизонту | При угле наклона меньше 60° к горизонту | =1 |
При вертикальном расположении | =1,3 | |
Для передач с автоматической регулировкой натяжения цепи при любом угле наклона | =1 | |
Коэффициент учитывающий способ регулирования натяжения | Автоматическая регулировка натяжения | =1 |
Периодическая регулировка натяжения | =1,25 | |
Коэффициент , учитывающий способ смазывания цепной передачи | Непрерывная смазка (в масляной ванне или от насоса) | =0,8¸1,0 |
Капельная | =1,2 | |
Периодическая | =1,5 | |
Коэффициент , учитывающий режим работы | Односменная работа | =1 |
Двухсменная работа | =1,25 | |
Трехсменная работа | =1,5 |
Таблица 5.2
Допускаемое давление в шарнирах для цепей типа ПР нормальной точности при расчетной долговечности 10000 часов по нормам DIN 8195
v цепи, м/с | 0,1 | 0,4 | 1,0 | 2,0 | 4,0 | 6,0 | 8,0 | |
, МПа |
Скорость цепи v, м/сек:
.
Скорость цепи v для приводов общего назначения нормальной точности не должна превышать 10 м/сек, так как, с увеличением скорости цепи возрастают динамические нагрузки (примерно пропорционально квадрату скорости) и ускоряется износ шарниров (примерно пропорционально кубу скорости). В случае, когда скорость цепи будет больше 10 м/сек, ее можно уменьшить, применив многорядные цепи с меньшим шагом.
После этого уточняется допускаемое давление , рассчитывается шаг цепи t во втором приближении и, при необходимости, скорость цепи v.
Проверяется расчетное давление в шарнирах:
.
Делительный диаметр звездочек .
Диаметр окружности выступов звездочек .
Оптимальное межосевое расстояние .
Максимальное межосевое расстояние .
Большое межосевое расстояние приводит к слишком большим нагрузкам на валы и опоры из-за большого веса цепи.
Окончательное межосевое расстояние выбирают исходя из главного критерия – получения минимальных габаритов привода. Для этого делают прорисовку привода в масштабе.
Длина цепи, выраженная в ее шагах:
.
Полученную длину цепи округляют до целого значения, при этом желательно, чтобы число звеньев цепи было четным, чтобы избежать применения переходного звена.
Далее уточняется межосевое расстояние :
.
Для обеспечения свободного провисания цепи следует предусмотреть уменьшение межцентрового расстояния на 0,4%.