Единый технологический процесс
Начиная с 70-х годов XX века, происходит органичное срастание грузового транспорта с производством и процессом распределения, превращение его в звено единой системы – «производство-транспорт-распределение-сбыт».
Для обеспечения синхронизации работы транспорта и производства в деятельности компаний и фирм часто используется логистическая система (логистический подход) just in time. Для доставки грузов «точно в срок» и возможно с меньшими затратами ресурсов, должен быть разработан и осуществлен единый технологический процесс (ЕТП), на основе интеграции производства, транспорта и потребления.
Единый технологический процесс – это комплексная технология, в рамках которой на основе системного подхода происходит четкое взаимодействия у всех элементов логистической системы.
Создание устойчивой по отношению к возмущениям внешней среды производственно-транспортной системы, связано с появлением ряда специфических проблем:
1. Изучение конъюнктуры рынка.
2. Прогнозирование спроса и производства, а следовательно объёма перевозок и потребности в транспортных ресурсах.
3. Определение оптимальных величин заказов партий груза и уровней запасов: сырья, топлива, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и транспортных средств.
Новый подход к транспорту как к составной части более крупной системы привел к целесообразности рассмотрения всего процесса перевозки: от грузоотправителя до грузополучателя, включая грузопереработку, упаковку, хранение, распаковку и информационные потоки, сопровождающие доставку.
Технологические процессы, протекающие в логистических цепях при доставке грузов, имеют свои особенности, зависящие от транспортной характеристики груза, количества груза, виды транспорта и его провозной способности, характера производственных объектов и др. Наиболее просто принципы логистики могут быть использованы при перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и т.д.) в условиях, когда сформировались стабильные и мощные грузопотоки между отправителями и получателями.
Значительно сложнее структура и функции логистической системы, когда распределяются товары широкой номенклатуры, предназначенные для удовлетворения потребностей десятков (сотен) потребителей.
При доставке такой многономенклатурной продукции появляются дополнительные операции.
· контейнеризация;
· пакетирование;
· подгруппировка партий грузов;
· выбор вида транспорта и типа транспортных средств;
· сортировка грузов в пути следования и др.
В отдельных случаях на направлениях значительных грузопотоков приходится создавать крупные распределительные складские базы (терминалы) и решать вопросы выбора рациональных зон обслуживания потребителей складскими распределительными центрами.
Наиболее распространены 2 формы снабжения потребителей: транзитная и с участием перегрузочных складов и региональных баз-посредников.
В настоящее время точка зрения специалистов в области логистики по вопросу участия складских систем в процессе распределения продукции сводится к тому, что доставка грузов «точно в срок» может свести к минимуму необходимость создания запасов на направлениях материальных потоков. Хотя для потребителей с небольшими размерами поступления грузов, складская форма снабжения остается наиболее предпочтительной.
ВИДЫ ДОСТАВОК И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕВОЗОК
Транспортная логистика базируется от концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта, отыскание оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства с помощью критерия, минимума затрат на транспортировку, снабжение, сбыт и производство.
Транспорт представляет собой вид деятельности, производный от двух составляющих:
- поставщика (совокупности продавцов);
- получателя (совокупности покупателей).
Функции транспорта в системе распределения товаров заключается в его транспортном и эксплутационном заключении. Транспортно-экспедиционное обеспечение товаров включает:
1. Деятельность по планированию, организация выполнения доставки продукции от мест ее производства до мест ее потребления и дополнительных услуг подготовки партий отправки перевозки;
2. Оформление необходимых перевозных документов;
3. Заключение договора на перевозку с транспортным предприятием;
4. Расчет за перевозку грузов;
5. Организация и проведение погрузочно-разгрузочных работ;
6. Хранение (расфасовка, упаковка, складирование);
7. Укрупнение мелких и разукрупнение крупных отправок;
8. Информационное обеспечение;
9. Страхование, финансовые и таможенные услуги и т.д. с использованием оптимальных способов и методов при условии полного удовлетворения потребности производственных и торговых предприятий эффективного распределения товаров.
Транспортное обеспечение определяется как деятельность, связанная с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузо-разгрузочных услуг и услуг хранения.
Экспедиционное обеспечение является составной частью процесса движения товара от производителей к потребителям, включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправки, продолжен и завершен в пункте назначения (экспедиционные, коммерческие, правовые и информационно-консультационные услуги).
По числу большинство видов транспорта, участвующих в доставке товаров и пассажиров, системы доставки делятся на: одновидовую (юнимодальную) и многовидовую (интермодальная, мультимодальная).
интермодальные перевозки
мультимодальные перевозки
юнимодальные, межрегиональные перевозки
внутриобластные и городские перевозки
специализированными транспортными средствами
перевозки отдельными предпринимателями и транспортом
нетранспортных организаций
Рис. Иерархическая структура перевозок.
Интермодальные – это система доставки грузов в международном сообщении несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и передачи грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой, без участия грузовладельца единой грузовой единицы (или транспортном средстве).
Системообразующим элементом выступает интермодальная грузовая единица, которая допускает таможенное опломбирование в ней груза согласно международным требованиям, исключая доступ к грузу без срыва пломбы.
Основой современных интермодальных перевозок грузов являются ISO контейнеры, одного, могут использоваться другие грузовые единицы, но отвечающие следующим требованиям: позволяют применять комплексную механизацию перегрузочных работ в портах и пунктах перевалки; отвечает международным или региональным стандартам (контейнеры, трейлеры, пакеты, сменные кузова, блок-пакеты груза).
Мультимодальные перевозки – это прямые и смешанные перевозки по меньшей мере 2-мя различными видами транспорта и как правило внутри страны.
Юнимодальные – прямые перевозки только каким-либо одним видом транспорта.
При интермодальных и мультимодальных перевозках в договор на перевозку с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в их осуществлении, заключает первый перевозчик (оператор).
Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока доставки его каждым перевозчиком. Каждый перевозчик несет ответственность за груз (пассажира) с момента принятия его к перевозке (посадка пассажира) до момента его сдачи (высадки пассажира).
Операционную систему доставки можно укрупнено представить в виде схемы на входе которой имеем наличие определенного числа и вида подвижного состава, также заказы (спрос) на перевозку грузов, потребность населения в перемещении, а на выходе своевременную перевозку грузов (пассажиров) в пункты назначения. Процессы трансформации представляют собой процессы преобразования входа в выход, т.е. своевременной с надлежащим качеством и малыми затратами перевозки грузов (пассажиров). Трансформация добавляет на входе к затратам определенную стоимость, соответствующую цене или себестоимости перевозки.
Целесообразность рассматривать доставку как процесс непрерывного обеспечения последующих подразделений (производственных и сбытовых) при синхронизации работы всех звеньев системы и согласования ее со спросом.
Это требует очень жесткой дисциплины поставок, которая невозможна без четких характеристик и составляющих систему элементов.
|
|
|
Рис. Схема А.
Рис. Схема Б.