Заблокирование – замораживание, закрепление. Этот этап предполагает создание таких механизмов, которые поддерживают и гарантируют деятельность организации
Предмет и метод инновационного менеджмента.
В соответствии с международными стандартами «Руководством Осло» инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Это общее определение охватывает широкий диапазон возможных инноваций .
Инновации являются объектом инновационного менеджмента. Таким образом, инновационный менеджмент представляет собой систему управления, состоящую из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).
Субъектом управленияв инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов.
Объектом управленияв инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом .
Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:
созданием новых потребительских ценностей;
освоением их производства;
распространением и использованием;
введением в хозяйственный оборот .
Цель – определение основных направлений научно – технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
разработка и внедрение новой продукции;
модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;
дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
снятие с производства устаревшей продукции.
В инновационном менеджменте применяются методы принуждения, побуждения, убеждения, методы анализа и методы прогнозирования.
Методы принуждения - методы менеджмента, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему.
Методы побуждениянацелены на экономию ресурсов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, качества жизни населения. К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления, удовлетворение потребностей работников, обеспечение их безопасности.
Методы убежденияоснованы на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей.
К методам анализа относятся: метод сравнения, индексный метод, метод цепных подстановок, графический метод, факторный анализ.
Под методами прогнозирования понимают совокупность приемов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта.
Модели изменений
--Одним из первых в 40-х годах построением модели изменения групп и организаций занимался К. Левин. Он разработал поэтапную модель организационных изменений.
1. Разблокирование – размораживание, создание готовности к изменениям. Этот этап предполагает ослабление тех сил, которые держат организацию в существующем состоянии.
Изменение – переход. Этот этап предполагает развитие новых оценок, позиций и поведения.
Заблокирование – замораживание, закрепление. Этот этап предполагает создание таких механизмов, которые поддерживают и гарантируют деятельность организации.
--Э.Шайн, взяв за основу модель К. Левина, усовершенствовал ее.
· неподтверждение или недостаточное подкрепление старых способов поведения;
· создание чувства вины или гнева;
· предусмотрение мер психологической безопасности.
--Интересна модель индивидуального и организационного изменения, разработанная В. Бурком и Г. Литвином. Эта модель определяет переменные первого и второго порядка, которые авторы назвали транзактные изменения и трансформационные изменения соответственно. Изменения первого порядка являются эволюционными, адаптивными. В их процессе черты организации изменяются, но основание, фундамент остается тем же самым. Изменения второго порядка являются революционными и вызывают радикальные, значимые изменения природы, фундамента, организации. Чтобы понять эту модель, необходимо почувствовать разницу между организационным климатом и культурой и между транзактными и трансформационными изменениями.
В. Бурк и Г. Литвин предполагают, что интервенции, направленные на лидерство, миссию, стратегию и организационную культуру, приводят к трансформационным изменениям, или фундаментальным изменениям в организационной культуре. Интервенции же, направленные на практику управления, на структуру и системы, приводят к транзактным изменениям, или к изменениям в организационном климате.
--Л. Грейнер предлагает модель процесса управления организационными изменениями, состоящую из шести этапов:
1) давление и побуждение;
2) посредничество и переориентация внимания;
3) диагностика и осознание;
4) нахождение нового решения и обязательства по его выполнению;
5) эксперимент и выявление;
6) подкрепление и согласие.
Основные понятия «инновации», «нововведения», «новшества».
Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
Новшество-новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.
Девиз инновации - «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа «молния», шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.