Выбор средств погрузки и разгрузки
При выборе средств погрузки, разгрузки учитывают условия работы грузовых пунктов, род и объем перевозимого груза, а также тип подвижного состава. Следует иметь в виду, что стационарные (полустационарные) механизмы применяют только при массовых перевозках и стабильном грузообороте. В пунктах с небольшим грузооборотом, как правило, используют передвижные механизмы.
Выбор системы механизации и способов выполнения погрузочно-разгрузочных работ производят только после тщательного анализа условий работы и выполнения соответствующих технико-экономических расчетов. В таблице 5.1 приведена подробная классификация способов выполнения погрузки и разгрузки грузов на автомобильном транспорте.
После определения типа погрузочно-разгрузочных механизмов приводят краткие технические характеристики трех выбранных устройств и заносят эти данные в таблице 5.2.
Таблица 5.1 – Классификация условий погрузки, разгрузки
на автомобильном транспорте
Направления перевозок | Обслуживаемые отрасли | Способы выполнения | Требования к механизации погрузочно-разгрузочных работ | |
погрузки | разгрузки | |||
Навалочные и насыпные грузы | ||||
Из крупных пунктов отправления в крупные пункты назначения | Горнодобывающая промышленность, строительство, агропромышленный комплекс | Механизированная: экскаваторы, бункеры, конвейеры, одно- или многоковшовые погрузчики | Механизированная: опрокидыватели, транспортеры, разгрузочная рампа. Ручная | Приспособленность автомобиля к механизированной погрузке и разгрузке. Наличие на автомобиле разгрузочного самосвального оборудования |
Из крупных пунктов отправления в мелкие пункты назначения | Промышленность строительных материалов, агропромышленный комплекс | Механизированная: экскаваторы, бункеры, конвейеры, одно- или многоковшовые погрузчики | Механизированная: скребки. Ручная. Полумеханизированная | Наличие на автомобиле разгрузочного или самосвального оборудования. Приспособленность автомобиля к механизированной погрузке и разгрузке |
Из мелких пунктов отправления в крупные пункты назначения | Агропромышленный комплекс, жилищно-комму-нальное хозяйство, строительство | Механизированная: бункера уборочных комбайнов, зерно-, снегопогрузчики | Механизированная: опрокидыватели, конвейеры, рампы. Ручная | Наличие на автомобиле дополнительного разгрузочного самосвального оборудования, съемного (сменного) кузова, грейферного крана |
Тарно-штучные, пакетированные, контейнерные грузы | ||||
Из крупных пунктов отправления в крупные пункты назначения | Агропромышленный комплекс, строительство, транспорт, торговля, промышленность | Механизированная: краны, (козловые, портальные, башенные), конвейеры, электро- или автопогрузчики | Механизированная: краны, (козловые, портальные, башенные), конвейеры, электро- или автопогрузчики | Приспособленность кузова автомобиля к механизированной погрузке и выгрузке сверху, сбоку, сзади |
Из крупных пунктов отправления в мелкие пункты назначения | Торговля, агропромышленный комплекс, строительство | Механизированная: краны, электро- или автопогрузчики, конвейеры, рампы | Механизированная: автокраны, рампы. Ручная. Полумеханизированная | Наличие дополнительного оборудования (грузоподъемный борт, пониженная погрузочная высота) |
Продолжение таблицы 5.1
Из мелких пунктов отправления в крупные пункты назначения | Агропромышленный комплекс, лесная, деревообрабатывающая промышленность, Транспорт, торговля (оптовая) | Механизированная и полумеханизированная: тельфер, кран-балка, ручные тележки. Погрузочные механизмы на автомобиле. Ручная | Механизированная: краны, конвейеры, электро- или автопогрузчики | Наличие дополнительного оборудования (грузоподъемный борт, пониженная погрузочная высота) |
Эпизодические перевозки грузов между мелкими пунктами отправления и назначения | Агропромышленный комплекс, жилищно-комму-нальное хозяйство | Механизированная и полумеханизированная: тельфер, кран-балка, погрузочные механизмы, ручные тележки | Механизированная и полумеханизированная: тельфер, кран-балка, погрузочные механизмы, ручные тележки | Наличие на автомобиле дополнительного оборудования (краны консольные, портальные, грузоподъемный борт, направляющие пола кузова и т. п.) |
Наливные и газообразные грузы | ||||
Из крупных пунктов отправления в мелкие пункты назначения | Агропромышленный комплекс, дорожное строительство, химическая промышленность, газо-нефтедобывающая промышленность, торговля | Механизированная: бункеры, эстакады, насосы | Механизированная: различные погрузочно-разгрузочные механизмы, насосы | Наличие на автомобиле верхних загрузочных люков, горловин, эстакад, сливных патрубков, затворов, насосов, компрессоров, систем разряжения воздуха в кузове, наклон и вращение кузова |
Из мелких пунктов отправления в крупные пункты назначения | Агропромышленный комплекс, химическая промышленность, торговля | Механизированная: насосы. Ручная | Механизированная: насосы | Наличие на автомобиле насоса, вакуумного устройства. Использование самотека гравитационного прицепа |
Сроки загрузки и разгрузки подвижного состава выбранным устройством устанавливаются исходя из производительности механизма при наиболее рациональном его использовании.
Время погрузки (разгрузки) транспортного средства
, (5.1)
где – масса груза, перевозимого транспортным средством за 1 ездку, т; – эксплуатационная производительность погрузочно-разгрузоч-ного механизма, т/ч.
Таблица 5.2 – Краткая техническая характеристика погрузчиков
Погрузчик одноковшовый фронтальный ТО-18Д | |
Производительность, м3/ч | - |
Грузоподъемность, т | 2,7 |
Вместимость ковша, м3 | 1,3-1,5 |
Высота разгрузки, мм | |
Модель двигателя | Д-245 |
Мощность двигателя, л.с. | |
Масса, т | 10,2 |
Скорость рабочая, км/ч | 0-6,5 |
Скорость транспортная, км/ч | 0-30,0 |
Длина, мм | |
Ширина, мм | |
Высота, мм | |
Радиус поворота, м | 5,6 |
Эксплуатационную производительность определяют по методике, изложенной в [3-6] для соответствующего погрузочно-разгрузочного механизма.