Объективные и субъективные факторы моды

Моду будущего станут диктовать производители высокотехнологичных тканей нового поколения. Новаторы утверждают, что в XXI веке швейная машинка станет раритетом: ткани будут спаиваться, склеиваться и свариваться.

Разработаны материалы, в которых тепло зимой и прохладно летом, мембранные ткани (в них легко дышит кожа), антибактериальные, лечебные и даже антистрессовые ткани. Что касается волокон, используемых в современных тканях, то предпочтение отдаётся натуральным волокнам: льну, хлопку, шёлку, шерсти, а также смесовым тканям. Современная мода использует экологичные ткани, в которых на первый план выходит экотехнология. Синтетика сильно изменилась, приобретая образ «дамы, приятной во всех отношениях». «Дамы» – потому, что у синтетики уже солидный возраст. Кроме того, потребитель хочет, чтобы ткань была комфортной в носке, её легко было бы стирать, и не надо было бы гладить. Смесовые ткани отвечают всем этим требованиям.

В современной моде практически не делается различия между мужскими и женскими тканями. Мы уже не увидим надписей в магазинах «Ткани для женских пальто» и «Ткани для мужских костюмов». Стиль «унисекс» проник и в эту сферу. Из одной материи шьют и мужскую куртку, и женскую юбку. Используются жаккардовые ткани, ткани, слегка напоминающие мебельные. Особую роль нынешняя мода отводит новому дениму, сочетаниям джинсовой ткани с другими, тканям-компаньонам, вельвету и вельвету-корду (с широким рубчиком). Используются добавки лайкры и эластана. Стрейч утвердился в мире моды навсегда. Шерстяные ткани по-прежнему играют важную роль в ассортименте модных тканей. Фактуры могут быть блестящими, гладкими, плотными и рыхловатыми, с разреженной структурой и начёсом, а также выделанными под замшу, кожу, твид. Интересны пальто и куртки из слоёных тканей, например, трикотаж, костюмная ткань, а между ними – синтепон. Популярны эффекты мятости и жатости. В кружевные ткани, расшитые мохером, вышивка привносит эффект романтичности. Все ткани стали легче, тоньше и мягче.

Спортивная одежда также оказывает влияние на материалы – появились новые виды вязаных трикотажных полотен, содержащих высокотехнологичные виды пряжи. Очень популярны ткани стрейч, причём эластичные нити добавляются не только в хлопок, но и в льноподобные ткани. Все эти новые ткани получили название многокомпонентных. В моде прозрачные и полупрозрачные ткани и их комбинации с различными материалами.

В 2001 году в моде произошёл взрыв цвета, поэтому 2002 год «отшлифовывает» модные цвета. Самое актуальное для 2002 года – это возвращение чёрного цвета, но он возвращается через сочетание с белым. В моде винно-красные оттенки, а также цвета макияжа. Синий цвет, который был очень популярен после выхода на экраны фильма «Титаник» и забытый в 2000-м и 2001 годах, снова входит в моду. В моде мелованные – очень лёгкие цвета и тёмные – очень глубокие.

Особенно хочется сказать о цвете хаки, который стал особенно любим. Он может становиться более жёлтым, более зелёным или более охристым. Цвет хаки не выходит из моды, так как присутствует в модном ныне стиле «милитэр». Популярны и натуральные оттенки, которые относили раньше к стилю «сафари»: оттенки песка, земли, сухой травы. В группе «сиреневый туман» присутствуют все оттенки сиреневого, серо-сизый и дымчато-розовый. В теме «Городская графика» видим переход от чёрного к белому через беж, причём бежевый цвет имеет большое количество оттенков. Новый деним – отдельная тема в современной моде. Наблюдается возвращение к исходно тёмно-синему дениму с добавлением лайкры, причём предлагаются модели с сочетаниями нескольких цветов денима в одном ансамбле и комбинирование с другими тканями, даже с пёстрым букле. Не уходит из моды и цвет «кэмел» (верблюжьей шерсти).

Орнаментальное решение текстильных полотен стало более динамичным. В моде геометрия, стиль «оп-арт» (пришёл из моды 60-х годов XX века), полоски, рисунки с размытыми очертаниями (как бы несфокусированные), ассоциативные рисунки, наложение одного мотива на другой, психоделические мотивы и, конечно, цветочные композиции, причем в тканях воспроизводятся орнаменты различных стилей: от эпохи рококо до ампира, а также реминисценции стилей ушедшего XX века.

Что касается классических приёмов, то в моде клетки: традиционные шотландские, пье-де-пуль, пье-де-кок, «бербе-ри» (использовавшаяся прежде только для подкладки). Ведущие западные дизайнеры предлагают даже сочетание клетки с яркими орнаментами, пейзажами, изображениями животных, чего не было в моде прежде, а если и было, то искусствоведы относили это к кичу.

Вообще кич, появившийся в моде тридцать лет назад, видоизменился и трансформировался до такой степени, что даже искусствоведы, изучающие изыски моды, порой теряются в догадках, к какому стилю отнести это направление, граничащее подчас с дурным вкусом.

Основной силуэт – лёгкое прилегание, силуэт не трапециевидный, как в предыдущие годы, а прямой и полуприлегающий. Вещи становятся более компактными, они как бы жмутся к телу. Причём часто прилегающий эффект создаётся за счёт актуальных нынче поясов и ремешков. Снова популярны пояса-цепи, пояса-шнуры, кожаные ремни. В направлении «буржуазный шик» наблюдается возвращение костюмов точного покроя, хорошо сидящих на фигуре. Интересно в современной моде и использование мотивов спецодежды: халата медика, костюма спасателя, скафандра водолаза.

Женская мода

В современной моде больше интеллигентной деловитости, ощущается потребность в комфорте, привносятся декоративные элементы. В женской моде сказывается влияние мужской спортивной одежды, исторического костюма, стиля «милитари». Специалисты в области тендерной социологии утверждают, что в XXI веке женщина будет играть более важную роль в бизнесе, управлении, менеджменте, политике. Это – уверенная в себе женщина, профессиональная занятость которой влияет на моду: разрабатывается новый деловой стиль в женской одежде. Предлагаются жакеты новых пропорций, юбки с разрезами, складками, запа́хами, различные варианты брюк и блуз. На подиумах и страницах журналов мод видим много брючных костюмов, причём брюки разнообразны по форме, но уже не расклёшены, как было в прошлые сезоны, когда отдавалась дань моде 70-х годов XX века.

В моде XXI века ощущается влияние всех десятилетий века XX: в некоторых вечерних платьях угадывается стиль 20-х годов, благодаря использованию стрейч достигается облегание вечерних платьев; 30-е годы прослеживаются в удлинённых силуэтах и асимметрии деталей; 40-е – в силуэтах в виде латинских букв А и X; прообразом 50-х годов стали конструкции платьев, низ которых стягивается кулиской, из 60-х годов возвращаются короткие платья с отделкой кантом, из моды 70-х годов заимствованы темы макси-платьев, диапазоны длин.

Контрасты по-прежнему популярны: контрасты в длине, в объёмах; для любительниц контрастов интересны контрасты в сочетании предметов одежды: женственную блузку из полупрозрачной ткани можно сочетать с мужскими брюками и мужской обувью, а жакет из плотной ткани можно надеть с полупрозрачной юбкой из очень тонкой ткани. Не следует забывать и о том, что спортивность и женственность не исключают друг друга. Используются спортивные формы с декоративными элементами. Конечно, большое влияние на это направление оказывает одежда для различных видов спорта: тенниса, гольфа. Теме спортивности также присуща элегантность: она характерна для одежды week-end'a.

Доминирующая длина юбки для женщин элегантного возраста – классическая, по колено, то, что называется «длина Шанель», в молодёжном направлении снова видим длину «мини».

Костюмы (жакет плюс юбка или брюки) уступают место комплектам. Что это значит? Теперь жакет и брюки могут быть не из одинаковой ткани, а из тканей-компаньонов, то есть разных материалов, но сочетающихся по цвету и удачно гармонирующих, например, юбка в клетку и жакет из ткани, перекликающейся с одним из цветов клетки.

Можно дополнить ту же клетчатую юбку шарфом или пончо из точно такого же материала – приём называется «связь по пятну» и сейчас очень моден.

Актуальна и асимметрия: жакеты с асимметричным воротником и краем борта, юбки с неровным краем борта, асимметричные вырезы горловины. Под жакет носят и блузки, и трикотаж (более чем актуально для нашего климата). Как и в 70-е годы, воротник белой блузки можно носить поверх воротника жакета, так же эффектно смотрятся высовывающиеся на полтора-два сантиметра из-под рукава жакета манжеты блузки. Снова в моде блузы с множеством оборок, кокилье или жабо. В моду возвращаются из прошлого драпировки – их видим на платьях, юбках, жакетах.

Возвращаются из моды прошлых лет и складки: байтовые, встречные, плиссировка. Есть вариант: половина юбки гладкая, а половина заложена в складки.

Совершенно новый приём – пальто может быть чуть короче юбки, и это придаёт динамичность, свойственную современной моде.

Интересен и стиль, получивший название «лучшее из классики». Действительно, классический стиль, возникший ещё в XIX веке, настолько прочно утвердил свои позиции, что идёт как бы параллельно с развитием современной моды, оставляя всё лучшее, что было создано за предыдущие годы.

В современной моде увидим и эротические интонации: глубокие вырезы и декольте, смелые разрезы, полупрозрачные ткани, использование бельевого стиля. Оговоримся тут же, что всё это неприемлемо в деловой одежде. Многим женщинам по вкусу придутся и модели под девизом «сдержанный шик» и «экстравагантность».

В коллекциях из трикотажа интересны джемперы со съёмными рукавами, пристегивающимися воротниками и другими трансформирующимися деталями. Но в отличие от последних лет, когда предпочтение отдавалось пуловерам и джемперам, самым продаваемым товаром становится блуза. Для деловой женщины она напоминает батник 70-х годов с вышивкой нитками в тон. Блуза может на 10–12 см. выглядывать из-под жакета. Кстати, длинная юбка тоже может быть видна из-под «школьного» пальто, хотя общая тенденция сводится к тому, чтобы её укоротить.

Интересны юбки, скроенные из квадратных кусков ткани, которые поочерёдно пришиваются к поясу, образуя ромбы со срезанным верхом. Из этой же ткани делается шарф с модной нынче бахромой. Дизайнеры вновь предлагают силуэт юбки-баллон (по низу продёргивается резинка или шнур, придавая изделию баллонообразную форму).

В моделях, продемонстрированных на «Неделе высокой моды» и неделях моды «pert-a-porter», наблюдается возврат к естественной линии плеча, плечи могут быть прямыми и твёрдыми (когда женщина как бы закрывает собой мужчину), естественной формы, расширенными (подобная форма корректирует фигуру, зрительно зауживая бёдра) и реглан. Покатое плечо актуально и в мужской одежде.

Воротники приемлемы самых разнообразных форм и размеров. Снова вернулась стойка, но не отрезная, а цельно-кроенная с полочкой и спинкой. Встречаются воротники-апаш и, конечно, традиционные английские воротники.

Для стиля «золотой шик» характерны благородные золотистые оттенки. Это направление проникло в лёгкую одежду: блузоны, топы, брюки и даже в верхнюю: пальто и плащи из золотистых тканей; коснулось это и косметики: отливающие благородным металлом тени для век и крем-пудра.

Мех победил на всей планете. Меховые платья, юбки, жакеты, жилеты модницы носят даже в жарких странах. Ещё недавно мех стригли, и норка и бобёр походили на кролика. Теперь в моде шикарный, дорогой мех, выкрашенный в цвета осенних листьев. Предлагается многоцветная окраска (в разные цвета) и резервная, когда пуховой волос окрашивается в один цвет, а остевой – в другой. Норка имитирует зебру, леопарда. Шкурки иногда располагают горизонтально.

По-прежнему актуальны всевозможные пончо, пелерины, накидки, которые можно носить с юбками и разнообразными по форме брюками. Капюшон остаётся модной деталью будущего сезона, причём он предлагается не только с куртками и плащами, но и с платьями и блузонами.

Возвращается мода на логотипы. Их печатают не только на мужских галстуках, шарфах, но и на женских платках, шалях и даже колготах. Модно применять аппликации, причем во взрослой одежде может быть использована детская тематика.

В модных брючных комплектах отсутствует традиционный облик строгости, так свойственный облику «бизнес-костюма». В новых костюмах – ощущение естественности, комфортности и даже легкой небрежности. Это ощущение вызвано тем, что в весенне-летнем сезоне модный жакет предполагается надевать на голое тело и носить его застегнутым на две верхние пуговицы. На шею можно повязать шарф, завязанный бантом. Вообще аксессуары очень актуальны. Комплекты дополняются блузками, майками, бюстье, корсетами. Блузки заимствованы, пожалуй, из всех десятилетий XX века: и блузки с вырезом «лодочкой» и «карэ», с жабо и рюшами; блузки, превратившиеся в новый тип жакета, и, конечно, блузки, напоминающие мужские сорочки.

В спортивном стиле присутствуют брюки, заимствованные из одежды для джокинга, брюки на резинке и кулиске. Карманы в брюках спортивного стиля взяты из военной одежды. Для современного спортивного стиля характерны майки с набивным узором, спортивные блузоны и куртки с капюшоном. Использование прозрачных тканей в спортивной одежде – это, пожалуй, то, чего раньше не было в моде. Из застёжек преобладают молнии. По-прежнему популярны куртки-анорак и парки. Спортивные блузоны предлагаются с юбкой до колен и брюками.

В коллекциях многих дизайнеров присутствовали платья рубашечного покроя и платья со всевозможными ремешками и поясами, обтянутыми тканью.

Возможно комбинирование различных стилей и направлений, нет идентичных материалов и однообразного стиля. Полная свобода. Но дерзать надо осторожно, не превращая свой имидж в образец кича.

Мужская мода

Если внимательно изучать историю развития мужской моды, то можно сделать вывод о том, что яркие роскошные мужские костюмы эпохи Возрождения, барокко и рококо уступили место деловому практичному костюму XIX века. В XX веке о мужской моде писали, как о чем-то второстепенном, например, «не забыты и мужчины» или «несколько слов о мужской моде». Мужская мода была как бы в тени, и первые из отечественных модельеров, кто обратился к творчеству для мужчин, был Вячеслав Зайцев (у него в Доме Моды одновременно на подиуме демонстрируют одежду столько же девушек, сколько и молодых людей). Продолжает традицию Егор Зайцев, разрабатывающий новые авангардные коллекции для молодёжи.

На подиумах всего мира в мужских коллекциях мелькают заимствования из исторического костюма и национальной одежды: длинные робы, юбки-килты, романтические пелерины, пончо, накидки, жабо и цилиндры и др. Но никто, как правило, не носит этого.

Конечно, изменения в мужской моде не так заметны, как в женской, – мужской моде в отличие от женской присущ больший консерватизм. Продолжают развиваться основные два стиля – классический и спортивный, но и они подвергаются некоторым изменениям. Мужская мода, как и женская, может черпать вдохновение то в недавнем прошлом, то в седой старине, вновь обращаться к национальным костюмам различных народов.

Есть мужчины, которые не приемлют никаких изменений в имидже, довольствуясь деловым костюмом с сорочкой и галстуком. Во многих организациях и офисах именно такой стиль в одежде единственно допустим. Работники творческих профессий могут позволить себе более раскованный имидж. Главное, в чём могут экспериментировать мужчины, – это цвет и материалы (и именно в этой последовательности).

Цвет в мужской одежде долгое время был приглушённым, и как бы ни пестрели международные подиумы изысками цвета, мужчины в колористической гамме оставались консервативными. На будущий сезон предлагаются два основных направления в цвете:

– футуристическое, абстрактное, ненатуральное из современных технологий (металлизированное покрытие, эффект шанжан и т.д.);

– натуральные цвета (земли, песка, верблюжьей шерсти).

Эти два начала не противоречат, а скорее, дополняют друг друга, причём колористическая гамма не рассматривается в отрыве от фактуры и структуры материалов.

Что касается текстуры и поверхности материалов для мужских пальто, костюмов и брюк, то она стала разнообразнее, чем в предыдущие годы. Стираются границы между мужскими и женскими тканями, идёт взаимопроникновение мужской моды в женскую и, отчасти, женской – в мужскую.

Модельеры мира в своих коллекциях используют смешение различных фактур и текстур материалов, причём применяются как новые ткани, так и традиционный текстиль. Он может быть рустикальным (от французского слова «rustique» – грубый, простой) либо традиционно классическим. Твиды, габардины – в клетку, полоску по-прежнему популярны. Благодаря уникальной структуре и сложному колориту костюм из твида выглядит умеренно и вместе с тем стильно. Эта ткань позволяет её обладателю подчеркнуть свою индивидуальность, не выделяясь из общей среды. Новый виток популярности твида специалисты связывают с изменением представления о фешенебельности. На смену показному богатству предшествующего десятилетия пришла сдержанная роскошь. Как никогда ранее, в материалах стало цениться мастерство, хорошо заметное в каждом переплетении.

Возродилось понятие «сделанной» ткани – ткани, обладающей собственной сущностью. Вновь усилился интерес к натуральному.

Абсолютно непохожие по творческому почерку дизайнеры используют в своих коллекциях самые разнообразные твиды: «диагональ», «шеврон», «харрис», ирландский твид. Главное достоинство твида: чем дольше его носишь, тем лучше ткань выглядит. Твид из природно окрашенных нитей прекрасно вписывается в экологическое направление. Сухой и корректный костюм из твида соответствует актуальной волне в моде – стилю «кейжуал». Идеологию этого стиля, не ведая о том, сформулировал Оскар Уайлд: «Мои потребности просты до предела: я всегда довольствуюсь самым лучшим». Не стоит название этого стиля (casual – в переводе с английского значит: случайный, непроизвольный, небрежный) понимать буквально: в одежде этого стиля нет ничего случайного. Наоборот, каждая мелочь продумана, каждая «небрежная» деталь выверена, чтобы полнее создать желанный образ современного мужчины: мобильного, сдержанного, но позволяющего себе некоторые вольности.

В моде любого сезона всегда найдётся место чёрному и белому. Но и чёрный и белый могут быть разными: в мужской одежде представлен чёрный «в новом имидже» с игрой оттенков от тёмно-синего до коричневого с блеском, а иногда и эффектом прозрачности в облегающих вечерних сорочках. Белоснежно-белый встречаем в нарядных сорочках, а оттенки белого (цвет слоновой кости, топлёного молока, неотбеленного холста – в трикотаже). Искусствоведы отмечают проникновение в мужской костюм цветов, ранее не типичных для мужской гаммы: фиолетового, сиреневого, розового. Мужчина, желающий выделиться и обратить на себя внимание, может использовать красный цвет: джемпер, пиджак и даже «тотальный» красный в ансамбле.

Яркие цвета вернулись в мужскую моду вместе со вторым пришествием кожи и вельвета, причём вельвета в крупный рубчик. Если раньше вельветовые пиджаки носили только отличающиеся левыми взглядами профессора университетов, вельветовые брюки выдавали во владельце художника или писателя, а бархатные жилеты были прерогативой конферансье, то теперь всё это предлагается носить в офисе.

Серый цвет не утратил популярности, но модным в следующем сезоне будет вкрапление в ахроматический серый хроматических оттенков: зелёного, коричневого, синего.

По-новому зазвучали в мужской одежде деним и джинсовые ткани. В моде комбинирование джинсовых тканей с кожей, классическими тканями, а также вышивка в стиле «хиппи».

Что касается стилей в мужской одежде, то наряду с классическим и спортивным, имеет права гражданства и стиль «милитэр», но он не несет в себе излишней агрессивности. Униформа трактуется под углом зрения практичности, отсутствия вычурности, рациональности кроя и деталей пиджаки френчи с накладными карманами с клапанами, коричневые рубашки, кожаные ремни, узкие галстуки. Важная стилистическая деталь в этом направлении – поднятый воротник, а деталь имиджа – длинные волосы, образ становится более романтическим. Напоминаем, что мода – это не только модный пиджак и костюм, но и манера носить эти предметы гардероба и комплектовать их в одном ансамбле.

Очень многие мужчины полюбили трикотаж за его комфортность и удобство в носке джемперы, свитеры, водолазки и жилеты могут быть гладкими или с рисунками, причем используются изображения разноцветных флагов, фруктов, снежинок, любимых предметов и животных, – фантазия творцов моды беспредельна.

Классический стиль в мужской одежде был, есть и будет. Оду классическому стилю исполнили дизайнеры мира, предложив классический мужской костюм, костюм-тройку (пиджак, брюки и жилет) приталенных силуэтов небольших объемов. Но уже ощущается ностальгия по более свободному крою, знакомому по фильмам о гангстерах 40-х годов.

Пальто или плащ дополняются поясом, застегнутым на пряжку или завязанным мягким узлом. Предлагаются как одно-, так и двубортные пиджаки. Напомним, что никакие излишества недопустимы в деталях и аксессуарах классического стиля. Ремни стали лаконичнее это полоса кожи или ткани с пряжкой прямоугольной или квадратной формы.

И в заключение – несколько слов о галстуках. Ведь галстук – именно тот предмет гардероба, где мужчина может проявить свой вкус и индивидуальность. Наряду с изысканными галстуками традиционных рисунков предлагаются галстуки из кожи шоколадного цвета.

Что же касается предложений отечественных модельеров, то в коллекции Александра Игманда (АО «Кузнецкий мост») была продемонстрирована традиционная школа моделирования, где есть все и ничего лишнего. В центре внимания – взрослый человек с устоявшимся вкусом. Все успокоено, приведено в гармонию. Классика – девиз Дома Моделей более полувека.

Мода будущего провоцирует мужчин новыми идеями. Экспериментируйте, пробуйте, ищите и найдите свой индивидуальный стиль.

Вопросы для самопроверки

1. 1. Какова модная колористическая гамма?

2. 2. Какие ткани и материалы будут использоваться для мужской и женской одежды?

3. 3. Каковы основные тенденции моды в одежде для мужчин и женщин?

Рекомендованная литература

Сестры Сорины. Необходимый имидж или Как произвести нужное впечатление с помощью одежды. М., 1999.

Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. М., 2000.

Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь аксессуары. М., 1997.

Наши рекомендации