Функции и виды отделки этикеток
ТЕХНОЛОГИИ ОТДЕЛКИ ЭТИКЕТОК
На современном рынке упаковочной отрасли особое место занимают вопросы оформления и отделки продукции. Это связано с тем, что упаковка является сильным маркетинговым и рекламным инструментом, влияет на объем продаж и является лицом фирмы производителя. Поэтому на сегодняшний день изготовителям упаковки и этикетки необходимо обращать внимание на высококачественное полиграфическое оформление с элементами отделки.
Современная этикеточная продукция в настоящее время зачастую приобретает характерную черту: ее полиграфическое исполнение чрезвычайно сложно.
Для изготовления высококачественной привлекательной этикетки заказчики и исполнители идут на самые замысловатые ухищрения. Это и применение специальных дизайнерских "коллекционных" бумаг, и многокрасочная печать в 6-8 красок с использованием дополнительных (Pantone) или специальных красок (флуоресцентных, перламутровых, термочувствительных), и комбинирование нескольких способов печати, например, флексографии и ротационного трафарета.
Однако этикетку становится мало просто напечатать, необходимо провести еще целый ряд сложных отделочных операций, которые призваны обеспечить ей максимально привлекательный вид. Очень часто используют разнообразное лакирование, в том числе и выборочное, вырубку по сложному контуру, ламинирование и многое другое.
Функции и виды отделки этикеток
В последнее время заказчики этикеточной и упаковочной продукции стали придавать все большее значение качеству ее отделки. В результате выполнение таких отделочных операций, как лакирование, высечка по сложному контуру, горячее тиснение фольгой и конгревное тиснение, не только перестало быть экзотикой, но и прочно закрепилось в перечне предоставляемых типографиями услуг.
Отделкой этикеточной и упаковочной продукции называют совокупность способов финишной обработки, служащих для придания ей товарного вида, а также необходимых эксплуатационных свойств.
Современные технологии отделки позволяют проводить сложные отделочные операции, которые еще несколько десятков лет считались экзотикой. Среди них можно выделить высечку по контуру любой сложности, горячее и конгревное тиснение и ряд других.
Современные способы отделки довольно разнообразны. Они отличаются как по области применения, так и по технологическим особенностям. Общим для всех видов отделки является то, что они производятся после завершения основного процесса печати этикеточной продукции.
Стоит обратить внимание на тот факт, что в последние годы отмечается тенденция к стиранию границ между собственно печатным процессом и отделочными работами. Например, некоторые специалисты считают тиснение и покрытие лаком составной частью печатного процесса. И наоборот, маркировка и трафаретная печать в некоторых случаях рассматриваются как варианты отделки. Среди всех видов отделки стоит отдельно стоит штанцевание. Этот особый вид отделки можно отнести скорее к финишной обработке, нежели к обычным отделочным процессам.
Отделка этикеточной продукции решает целый ряд задач, среди которых можно отметить следующие:
· улучшение внешнего вида этикетки;
· защита этикетки от внешних воздействий;
· придание этикетке необходимой геометрической формы;
· сообщение этикетке специальных технологических свойств;
· защита этикетки от подделки.
Отделка с целью улучшения внешнего вида этикетки. Отделка с целью улучшения внешнего вида этикеточной продукции, или декоративно-оформительская отделка, способствует привлечению к товару внимания покупателей и, как следствие, — его коммерческому успеху. Изменение внешнего вида оттиска при декоративно-оформительской отделке достигается за счет изменения оптических свойств его поверхности и геометрической формы. Наибольшее распространение получили следующие виды декоративно-оформительской отделки полиграфической, этикеточной и упаковочной продукции:
- придание поверхности глянцевого эффекта;
- придание поверхности матового эффекта;
- придание зернистости;
- имитация металлического покрытия;
- создание рельефного изображения;
· придание поверхности специальных оптических свойств (голографического эффекта, люминесценции, перламутрового блеска);
- комбинированные или гибридные эффекты;
- придание требуемой геометрической формы.
Глянцевый эффект обусловлен высокой гладкостью поверхности оттиска, благодаря которой отраженный световой поток становится более упорядоченным, цвета воспринимаются как более насыщенные, а оттиск кажется более контрастным. Этот эффект сообщается поверхности этикетки и упаковки способами лакирования, экструзионного ламинирования, припрессовки прозрачной пленки и каландрирования.
При лакировании повышение гладкости происходит за счет заполнения глянцевым лаком микро- и макронеровностей поверхности оттиска. Наибольший глянец достигается при использовании глянцевых УФ-отверждаемых лаков.
При экструзионном ламинировании на поверхность оттиска наносится расплав полимера. Выравнивание и повышение гладкости поверхности оттиска при экструзионном ламинировании происходит таким же образом, как при лакировании.
Приклейка к поверхности оттиска прозрачной полимерной пленки высокой гладкости при припрессовке путем приклейки способствует значительному повышению глянца оттиска. В процессе приклейки неровности на поверхности оттиска заполняются прозрачным клеем.
При каландрировании производится механическое сглаживание поверхности оттиска нагретым каландром. Каландрирование может производиться как перед лакированием или ламинированием или припрессовкой для ликвидации макронеровностей оттиска, так и после лакирования. Каландрирование лакированных оттисков позволяет получить очень высокую степень глянца.
Матовый эффект обусловлен высокой рассеивающей способностью поверхности оттиска. Оттиск с матовым покрытием отличается характерным бархатно-шелковистым видом. Для придания поверхности этикетки или упаковки матового эффекта используется лакирование матовым лаком или припрессовка матовой пленкой.
Эффект металлического покрытия достигается за счет нанесения на поверхность этикетки или упаковки слоя мелкодисперсных частиц металла. Для имитации серебра используются алюминиевые пигменты; золота и бронзы — алюминиевые, подкрашенные прозрачным цветным лаком, или латунные пигменты. Наиболее распространенные способы имитации металлического покрытия — тиснение металлизированной фольгой, бронзирование, лакирование металлизированными лаками и печать металлизированными красками.
Тиснение фольгой позволяет получить оттиски с наибольшей степенью металлического блеска благодаря применению при ее производстве технологии вакуумного напыления, позволяющей формировать слой из мельчайших частиц металла. Металлизированная фольга может быть глянцевой или матовой. Повышенная степень глянца достигается включением в состав фольги лакового слоя.
Бронзирование предполагает напыление металлической пудры на предварительно нанесенный на оттиски адгезионный слой. Эффект металлизации при бронзировании несколько ниже, чем при тиснении фольгой, но выше, чем при лакировании металлизированными лаками.
Металлизированные лаки и краски представляют собой дисперсии, содержащие металлические пигменты и отличающиеся высокой кроющей способностью. Применение металлизированных лаков и красок позволяет добиться средней степени металлического блеска.
Придание изображению рельефности — эффектный оформительский прием, создающий иллюзию объемности изображения, особенно сильную при его боковом освещении. Создание рельефного изображения возможно двумя способами: избирательной деформацией материала упаковки или этикетки и избирательным нанесением на его поверхность покрытия большой толщины.
Формирование рельефа в результате избирательной пластической деформации материала характерно для способов печати и отделки, при которых разные участки материала подвергаются воздействию существенно различающихся по величине деформирующих нагрузок. Данный эффект присутствует на оттисках, получаемых способом высокой печати, а также в результате тиснения.
Создание рельефного изображения на бумаге, картоне или полимерном материале осуществляется давлением штампа при нагреве, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Особенно изобразительная роль рельефа наиболее ярко выражена при рельефном и конгревном тиснении, а также при гренировании. При рельефном тиснении и гренировании создается углубленное рельефное изображение на одной стороне материала, при конгревном тиснении — углубленное или выпуклое на двух сторонах материала. Наибольшую высоту или глубину рельефа обеспечивает конгревное тиснение. Применение плоского тиснения целесообразно только при достаточно большой толщине материала, поэтому данный вид отделки не применяется при изготовлении этикеток и гибкой упаковки.
Гренирование состоит в изменении фактуры или создание одноуровнего рельефа поверхности оттиска. Технология гренирования во многом аналогична технологии конгревного тиснения, но высота рельефа поверхности материала или оттиска невелика, обычно меньше толщины материала.
Формирование выпуклого рельефного изображения за счет избирательного нанесения на поверхность оттиска покрытий возможно способами трафаретной печати, термографии (термоподъема) и флокирования.
Трафаретная печать — это технология печати, позволяющая наносить на оттиск слой краски большой толщины. Высота рельефа при этом не очень значительна, однако при определенных углах зрения рельеф хорошо заметен.
Термография заключается в нанесении на адгезионный слой специального порошка из полимерных частиц, формирующего рельеф. Закрепление порошка на оттиске осуществляется термически.
Флокирование состоит в нанесении на адгезионный слой волокнистого материала, придающего поверхности этикетки и упаковки рельефный бархатистый эффект.
Придание поверхности специальных оптических свойств (голографического, люминесцентного эффектов или перламутрового блеска) находит в последнее время все большее распространение.
Голография (от греч. holos — весь, полный) — это метод получения объемного изображения объекта, основанный на интерференции волн. Используемые в этикеточном и упаковочном производстве голограммы можно разделить на три типа: 2D (плоские), 2D/3D (содержащие несколько различных уровней, создающих эффект объема изображения), 3D (трехмерные изображения объектов). Широкое распространение получило тиснение голографической фольгой.
Люминесценция (от лат. luminis — свет) — это возникающее при определенных условиях свечение веществ, избыточное над их тепловым излучением при данной температуре. В производстве этикеточной и упаковочной продукции применяются люминесцентные лаки и краски, содержащие специальные пигменты, обладающие свойством свечения под действием излучения определенной части спектра, чаще всего УФ-света.
Перламутровый эффект обусловлен отражением света от частиц специального пигмента. Подобный перламутровый пигмент чаще всего изготавливается из слюды. При разных углах зрения перламутровое покрытие меняет свой цвет, может темнеть или казаться подсвеченным изнутри. Отражение пластинками слюды света сопровождается образованием интерференционной картины, обусловливающей специфический радужный блеск покрытия. Для придания перламутрового эффекта этикетке или упаковке применяется лакирование перламутровыми лаками.
Для придания этикетке и упаковке необходимой геометрической формы служат операции штанцевания: высечки или вырубки, биговки, перфорирования.
Отделка с целью защиты этикетки от внешних воздействий. При таких способах отделки, как лакирование и ламинирование, на поверхность оттиска наносятся покрытия, защищающие его от механических повреждений (например, истирания), улучшающие его механические характеристики (например, прочность на разрыв) и защищающие оттиск от воздействия химических веществ: воды, кислот, щелочей, жиров и т.д.
Отделка с целью придания этикетке необходимой геометрической формы. Для придания этикетке необходимой геометрической формы служит операция высечки или вырубки, при выполнении которой этикетка или заготовка упаковки отделяется от лишней, идущей в отходы части материала.
Отделка с целью сообщения этикетке специальных технологических свойств. Некоторые отделочные операции являются подготовительными или служат для облегчения выполнения последующих технологических операций. Примеры таких операций: биговка и перфорация, обеспечивающие облегчение фальцовки; рицовка, повышающая качество склеивания; нанесение грунтовочных лаков, позволяющих улучшить адгезию между запечатываемым материалом и отделочным лаком; каландрирование, повышающее гладкость поверхности перед лакированием или кашированием.
Отделка с целью защиты этикетки от подделки. Большинство способов отделки этикеточной продукции в той или иной мере повышает степень защищенности товаров от подделки. Используя различные отделочные технологии, производители этикеточной продукции стараются затруднить ее подделку или сделать ее экономически нецелесообразной. Наиболее часто в этих целях используются имитация металлических покрытий, припрессовка голограмм, высечка по сложному контуру, то есть виды отделочных операций, характеризующиеся высокой технологической сложностью и значительно повышающие стоимость этикетки при малом тираже.