Классификация и функции предприятий розничной торговли
Розничные торговые предприятия - это сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющая реализацию товаров и оказывающая в связи с этим услуги конечным покупателям (потребителям).
Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, т.е. окончательно завершают товарное обращение от изготовителя продукции. Для реализации в розницу необходимы не только специальные торговые помещения, оборудованные и приспособленные для сервисного обслуживания населения, но необходимо сформировать торговый ассортимент и изменять его в соответствии с быстро меняющимся спросом и пожеланиями покупателей.
Таким образом, предметом розничной торговли является не только целенаправленная продажа товаров, но и торговое обслуживание покупателей, и предоставление дополнительных торговых и послепродажных услуг.
Розничные торговые предприятия классифицируются по видам, предлагаемому ассортименту товаров, размещению и концентрации магазинов и другим признакам. Для осуществления розничной торговли необходима определенная материальная база, основой которой выступают розничные предприятия.
Функции и задачи
Задачами розничного торгового предприятия являются:
§ изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательную способность;
§ определение ассортиментной политики;
§ формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
§ обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.
Функции предприятий розничной торговли можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациямипо отношению к поставщикам(предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:
§ предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т.д.);
§ обеспечение оптовикам сбыта их товара;
§ осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;
§ осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;
§ принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;
§ маркировка товара;
§ транспортировка товара;
§ финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).
Вторая группа включает функциипо отношению к покупателям - частным лицам и домохозяйствам:
§ демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;
§ разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;
§ формирование товарного ассортимента;
§ складирование, хранение, упаковку товара;
§ доставку крупногабаритных товаров;
§ кредитование (продажу в кредит);
§ создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.
Классификация предприятий
Число предприятий розничной торговли в настоящее время превышает 1 млн. Многообразие предприятий вызывает необходимость систематизировать их.
Для их классификации и изучения используют разные признаки. Границы между видами предприятий очень размыты — многие предприятия розничной торговли подвергаются изменениям в связи с применением маркетинговых усилий, поэтому четкую классификацию представить трудно. В пределах одной классификации розничный магазин может попасть сразу в несколько категорий.
По организационно-правовым формам и видам предпринимательской деятельности торговые предприятия подразделяются на:
§ хозяйственные товарищества в форме:
§ полного товарищества,
§ товарищества на вере,
§ хозяйственные общества (50%) в форме:
§ с ограниченной ответственностью,
§ с дополнительной ответственностью,
§ акционерных обществ (15%);
§ унитарные предприятия (менее 10%);
§ потребительские кооперативы;
§ индивидуальное предпринимательство (~ 20%).
Потипам (форматам):
§ универмаг;
§ универмаг «Детский мир»;
§ универсам (супермаркет);
§ гипермаркет;
§ гастроном;
§ мини-маркст (продукты);
§ магазин-склад;
§ магазин товаров повседневного спроса;
§ специализированные и узкоспециализированные магазины;
§ комиссионный магазин;
§ дом торговли;
§ промтовары;
§ фирменный магазин;
§ стоковый магазин;
§ магазин-салон;
§ магазин типа «бутик»;
§ магазин «секонд хенд»;
§ магазин «Кэш энд керри»,
§ дисконтный магазин.
Пометодам продажитоваров:
§ индивидуальное обслуживание (через прилавок);
§ открытая выкладка;
§ продажа по образцам;
§ самообслуживание;
§ по предварительным заказам.
Поценовой политике:
§ ниже прожиточного минимума — дискаунтер, «стоковые магазины», магазин-склад, продовольственные рынки, мини-маркеты, «секонд-хенд», комиссионные магазины;
§ соответствующие прожиточному минимуму — рынки, товары повседневного спроса: магазины «Кэш энд керри»;
§ превосходящие прожиточный минимум (элитные):
§ продовольственные магазины — супермаркеты, специализированные магазины, гипермаркеты;
§ непродовольственные магазины — бутики, магазины-салоны, дисконтные магазины, специализированные магазины или узкоспециализированные.
Поразмерам торгового предприятия:
§ крупные (более 150 м2);
§ средние (до 150 м2);
§ мелкие (до 50 м2).
По виду реализуемого ассортимента:
§ универсальные;
§ специализированные (узкоспециализированные);
§ неспециализированные:
§ со смешанным ассортиментом,
§ с комплексным ассортиментом.
По формам интеграции:
§ горизонтальная:
§ корпоративная,
§ добровольная;
§ вертикальная:
§ розничные предприятия с изготовителем,
§ розничные и оптовые предприятия,
§ смешанная интеграция.
Поуровню территориальной концентрации:
§ изолированные;
§ сгруппированные:
§ торговый комплекс,
§ торговый центр,
§ молл,
§ торговая галерея.
По виду здании:
§ в отдельно стоящем здании;
§ встроенное в жилое здание;
§ встроено-пристроенное;
§ пристроенное.
Повидам оказываемых услуг:
§ связанные с покупкой товара;
§ связанные с оказанием помощи покупателям при использовании товаров;
§ связанные с созданием благоприятной обстановки при посещении магазина.
Поособенностям размещения (месту расположения):
§ регионального значения (региональный торговый центр);
§ общегородского значения (центральный деловой район);
§ районного значения (районный торговый центр);
§ жилого (местного) значения (торговый центр микрорайона).
По форме обслуживания:
§ салонное обслуживание;
§ индивидуальное обслуживание.