Тема 2: Процесс обучения как целостная система (сущность, структура, функции, движущие силы). Особенности организации и осуществления процесса обучения в начальной школе
Тема 1: Содержание образования. Цели образования и обучения в современной начальной школе
План занятия
Вопросы для изучения и обсуждения:
1 Дайте определение понятия «содержание образования».
2 В чем заключаются цели школьного образования на современном этапе развития украинского общества?
3 Какие существуют теории формирования содержания образования?
4 Основные положения теории определения содержания образования И.Я. Лернера.
5 Документы, определяющие содержание образования, в том числе в современной начальной школе.
Проблемные вопросы и задания для обсуждения:
1 Какие общие тенденции наблюдаются в формулировках целей обучения и образования подрастающего поколения в разных странах мира?
2 Проанализируйте действующую учебную программу по одному из учебных предметов, которые изучаются в современной начальной школе и дайте ответы на вопросы:
какие задачи должны решаться в процессе изучения младшими школь-никами той или иной учебной дисциплины Базового учебного плана;
какие основные понятия должны усвоить школьники, изучая предмет, который вы выбрали для анализа?
в какой мере в содержании школьного учебника отражены компоненты содержания образования (информационный, деятельностный и аксиологический компоненты содержания образования)?
Тема 2: Процесс обучения как целостная система (сущность, структура, функции, движущие силы). Особенности организации и осуществления процесса обучения в начальной школе
План занятия
Вопросы для изучения и обсуждения:
1 Сущность процесса обучения, как социального явления, деятельности, процесса, общение.
2 Структура процесса обучения. Как понимать двухсторонний характер процесса обучения?
3 Охарактеризуйте цикличность, то есть звенья процесса обучения. В чем проявляются особенности процесса обучения (восприятия, осмысления, понимания, запоминания и применения на практике усвоенного учебного материала) младшими школьниками?
4 Движущие силы и функции процесса обучения.
Практические задания и проблемные вопросы:
1 Проиллюстрируйте на примере конкретной темы урока взаимосвязь и взаимообусловленность образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.
2 Докажите, что каждый цикл процесса обучения – это определенный этап овладения младшим школьником содержания учебного материала и выпадение хотя бы одного из циклов (звеньев) либо приводит к невозможности организации учебного процесса, либо отражается на качестве обучения.
3 Выпишете из «Державного стандарту початкової загальної освіти» (2011 р.) цели образования младших школьников на современном этапе, а также цели изучения конкретного учебного предмета, ориентируясь на описание учебных достижений младших школьников (самостоятельно выберите учебный предмет, класс и раздел учебной программы).
4 Подготовьте педагогическое эссе на тему «Как я буду учитывать особенности процесса обучения младших школьников в будущей профессиональной деятельности учителя начальных классов?»
Темы рефератов (для самостоятельного выбора):
1 Развитие мотивации младших школьников в процессе обучения.
2 Роль эмоций в процессе усвоения учебного материала младшими школьниками.
3 Воспитание в процессе обучения.
4 Система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.
5 Психологические основы учения.
Тема 3: Методы обучения. Методы обучения младших школьников. Средства обучения.
План занятия
Вопросы для изучения и обсуждения:
1. Сущность и функции методов обучения.
2. Различные подходы к классификации методов обучения.
3. Характеристика основных методов обучения.
4. Активные методы обучения и условия их эффективного применения в современной начальной школе.
5. Понятие о средствах обучения, их дидактические функции. Характеристика традиционных средств обучения. Классификация средств обучения?
6. Современные электронные средства, условия их эффективного применения в учебном процессе начальной школы.
Практические задания и проблемные вопросы:
1 Дайте общую характеристику группе словесных методов. На материале конкретного урока покажите пути активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста в процессе использования различных словесных методов (рассказ, объяснение, беседа, картинное описание).
2 Охарактеризуйте группу практических методов. Дайте характеристику одного из методов, входящих в эту группу, используя схему структуры метода обучения.
3 Дайте общую характеристику группе наглядных методов. Покажите, при решении, каких дидактических задач особенно успешно можно применить наглядные методы в обучении младших школьников.
4 Покажите, каковы возможности и границы применения эвристических методов в процессе обучения младших школьников? Опишите этапы использования одного из эвристических методов в учебном процессе и охарактеризуйте особенности деятельности учителя начальных классов и учащихся на каждом этапе.
5 Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения?
Темы рефератов (для самостоятельного выбора):
1 Оригинальные методы и методические приемы обучения в работе учителей-новаторов.
2 Проблемное изложение и его применение в обучении младших школьников.
3 Эвристическая беседа и ее функции в учебном процессе.
4 Применение наглядных методов обучения в начальной школе.
5 Метод ключевых вопросов и его применение в школе.
6 Возможности применения интенсивных методов обучения в современной общеобразовательной школе.
7 Учебник на уроках в начальной школе.