Монтировочные репетиции

Монтировка декораций на специальной сценической репетиции предполагает выполнение двух основных задач. Во-первых, на монтировочной репетиции устанавливается общий порядок заготовки всех картин спектакля, места расположения декораций и мебели как в закулисном пространстве, так и на игровой части сцены. Во-вторых, проверяется техника перемен и рациональность принятого монтировочного решения. Кроме того, во время монтировки определяется степень готовности всех элементов оформления. Успех проведения монтировочной репетиции прежде всего зависит от качества предварительной подготовки и организации этого процесса.

Накануне, или еще раньше, заведующий постановочной частью и главный машинист сцены, исходя из главной задачи монтировки, вырабатывают подробный план работы. В этом плане определяется, что нужно сделать, последовательность операций, время начала репетиции, количество вызываемых работников. Для того, чтобы работа велась параллельно, без задержек и простоев, за ответственными лицами (машинистами, бригадирами монтировщиков) закрепляются отдельные участки. Так, например, один из машинистов руководит монтировкой фурок, другой в это время устанавливает станки, третий занимается подвеской декорации и т.п. Если часть декорации нужно привезти из мастерских или на сборку основной декорационной установки (станка, портала и пр.) нужно затратить много времени, изыскиваются пути для осуществления этих работ накануне, до и после вечернего спектакля. Решения могут быть разными, но к началу монтировочной репетиции все должно быть приготовлено на сцене.

Перед началом репетиции главный машинист объясняет своим сотрудникам смысл и порядок проведения монтировки, расставляет их по разным участкам. На планшете сцены мелом

или другим способом размечаются основные точки, определяющие положение декораций по планировке. Определяется развеска подвесных декораций и производится их крепление к штанкетам. Проверяется правильность намеченной развески путем подъема и спуска декораций. Если подвесные декорации задевают соседние или возникают другие трудности, то все недостатки тут же устраняются. По планировке монтируется одежда сцены, развешиваются кулисы и падуги. После чего одежда, особенно падуги, устанавливается на нужных местах и высотах. Если в спектакле применяются фурки, размечается место для их заготовки и проверяется их движение и точка въезда в игровой зоне.

Завершающая стадия в монтировочной репетиции заключается в опробовании техники перемен и фиксации окончательной планировки каждой картины или эпизода спектакля. Смонтированные декорации проверяются из зрительного зала с точки зрения общей композиции, просматриваемости с боковых мест, балкона, лож, а также степени законченности и наличия всех деталей, предусмотренных макетом и технологическим описанием.

Как правило, в один день не удается полностью и до конца смонтировать весь спектакль. Часть монтировочных работ приходится планировать и на дни актерских репетиций. Они проводятся до начала репетиции, а иногда и в выходной день театра. Собственно, такие постепенные монтировки полезно начинать как можно раньше с тем, чтобы ко дню монтировочной репетиции многие вещи уже были смонтированы.

Проверенные и смонтированные декорации подлежат маркировке, то есть нанесению на планшет сцены отметок, определяющих точное местоположение и планировку главных узлов. Маркировка подвесных декораций производится при помощи цветных ленточек, вплетаемых в приводной канат ручного подъема, или записями высот при электромеханическом приводе штанкетов. В подъемах с ручным приводом ленточки-марки закрепляются так, чтобы при совпадении уровня марки с уровнем внутреннего поручня рабочей галереи штанкет находился на нужной высоте. Дополнительными средствами, определяю-

щими марку подвесной декорации, служат отметки на порталах, павильонах и т.д.

Установка света

Работа над освещением спектакля начинается уже во время изготовления макета. Художник спектакля уже на этой стадии должен объяснить художнику по свету свои требования к освещению декораций. Имея перед собой макет, художник по свету может заранее распланировать основные световые точки, определить количество и характер требуемой световой, проекционной и прочей аппаратуры, заказать недостающие приборы, дать совет художнику, как скорректировать композицию макета для получения желаемого света.

Конечно, речь идет о принципиальных позициях. Попытки снабжать подмакетник миниатюрной световой аппаратурой с целью поиска светового решения в условиях макета не давали ожидаемого результата. Смоделировать свет в макете и затем перенести его в условия сцены невозможно. Но все же макет оказывает большую помощь в разработке главной идеи освещения спектакля.

Первые пробы света начинаются по мере поступления на сцену готовых декораций. На этих репетициях осветители намечают как бы общий каркас освещения, уточняя его от репетиции к репетиции. Черновые наброски света помогают художнику и режиссеру понять эффективность распределения световых масс, определить световые переходы. В это же время производятся пробы проекций, эффектов и прочих специальных приспособлений. Световая репетиция назначается только тогда, когда уже осветителями наработан определенный «багаж», а главное, на сцену могут быть поданы в готовом виде все элементы оформления — декорации, мебель, бутафория.

Искать свет на незаконченных декорациях почти бессмысленно, так как световая партитура находится в прямой зависимости от многих деталей, влияющих на величину отраженного света, степень поглощения светового потока, тональную окраску всего оформления. Так белая или цветная яркая скатерть, поя-

вившаяся на сцене после установки света, может коренным образом изменить всю картину, не говоря уже о таких предметах, как половики, одежда сцены, занавески на окнах, мебель и т.п.

Установка света на специальной репетиции, как правило, происходит без участия актеров. Но если художник, забыв об исполнителях, начинает освещать только декорации, заботясь исключительно об этой стороне дела, репетиция не достигает цели, так как с приходом актеров многое придется переделывать. Художник-автор и художник по свету должны знать все основные мизансцены и при установке света ориентироваться на обыгрываемые места, проверяя освещенность исполнителей на фоне общей световой картины.

Никакие тонкости высокохудожественного освещения декораций не могут быть приняты, если публика будет плохо различать фигуру и лицо актера, если свет будет плоским и невыразительным. Гармоничное сочетание освещенности актера и декорации — главнейшая художественно-техническая задача театрального света. Независимо от выбранного приема освещения: статичного или динамичного, условного или иллюзорного, рельефного или плоскостного, локального или рассеянного.

Успех световой репетиции во многом определяется качеством подготовительной работы и четкостью поставленных задач. Если художник по свету приходит на репетицию без ясного понимания характера освещения и первоначального плана использования аппаратуры, если заранее аппаратура не отобрана и не подготовлена, в том числе и светофильтры, шланги и прочие необходимые для этого вещи, то такая репетиция обычно обречена на провал.

Но даже и при идеально проведенной подготовке редко когда удается поставить свет с одной репетиции. Работа над светом — длительный процесс, продолжающийся во время всех репетиций, в течение которых постепенно шлифуется то, что было найдено при обсуждении макета и на светомонтировке.

Установленный и утвержденный режиссером свет фиксируется в записях, которые составляют световую партитуру. Записи света отражают следующие данные: наименование источников света, их тип, место расположения, направление, ширину луча,

цвет светофильтра, уровень накала лампы, то есть мощность светового потока. Запись света на регуляторе фиксирует номер группы включения, уровень подаваемого напряжения, реплики или другие сигналы, по которым производится переключение света.

Наши рекомендации