Погонная нагрузка от веса снегового покрова
ГЛАВА 2
СТАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПОПЕРЕЧНОЙ РАМЫ
ЗАДАНИЕ 3
Исходные данные и условие расчета:
Для заданного производственного здания (табл. П.1 и П.2) составить расчетную схему поперечной рамы и собрать действующие на неё нагрузки. В расчетах использо- вать результаты решения заданий 1 и 2.
Пример выполнения расчета:
Исходные данные:
Место строительства …………………………………..…….………г. Харьков
Назначение здания …………………………………....стеклоплавильный цех
Высота здания (Нзд), м ………………………………………………………21,85
Пролет здания (В), м …………………………………………………………...30
Высота пролета (Н), м ………………………………………………………..14,4
Шаг установки колонн (Т), м………………………………………….……….12
Ширина светоаэрационного фонаря (Вф), м ………………………………….12
Грузоподъёмность мостовых кранов(Qкр), т ………………………………15/3
Количество мостовых кранов в пролете ……………………………………….3
Пролет моста крана (Вкр), м ………………………………………………….28,5
Режим работы кранов ………………………………………………….…средний
Высота подкрановой балки в опорном сечении (Нп.б.), мм .………………1050
Высота подкранового рельса (hп.р.), мм ………………………………………120
Уровень головки подкранового рельса (Нп.р.), м …………………………..12,00
Вес подкрановой балки (Gп.б.), кН …………………………………………….150
Длина верхней части колонны (Нв), мм …………………...……………..…3570
Длина нижней части колонны (Нн), мм ……………………………………11230
Ширина нижней части колонны (bн), мм …………………...………………1000
Решение.
1. Построение расчетной схемы поперечной рамы.
Принимаем поперечную раму здания, как П-образную симметричную раму со стой- ками, жестко защемленными в опорах, и ригелем, жестко соединенными со стойками (рис.12).
Стойки по высоте состоят из двух частей: верхней Нв и нижней Нн, в пределах кото- рых их жесткости Jви Jн постоянны. Жесткость ригеля Jрпо длине В также постоянна.
2. Расчет собственного веса конструкций покрытия.
Собственный вес стропильной фермы со связями получаем по эмпирической формуле:
кН/м2;
где коэффициент веса фермы, принимаемый при нагрузке от 1,5 до 4,0 кН/м2 для ферм 30 – 36 м в пределах 0,6 – 0,9; для ферм 18 - 24 м Для больших значений пролета и нагрузки принимается больший коэффициент.
В - пролет фермы, равный 30 м.
Приближенное значение нагрузки от веса фонарной конструкции:
кН/м2;
где - коэффициент веса фонаря, равный 0,5,
Вфон – пролет фонаря, равный 12 м.
Для аэрационных фонарей вес переплетов и вес бортовой стенки не учитывают.
Вес 1 м2 рубероидной кровли на битумной мастике с выравнивающим асфаль- товым слоем:
кН/м2;
где n - число слоев для кровли со светоаэрационными фонарями n = 3. Для кровли с аэрационным фонарем n = 4;
hруб, hв.с. – толщина одного слоя рубероида со слоем битумной мастики и толщина выравнивающего слоя: hруб = 5 мм; hв.с.= 20 мм;
- объёмный вес рубероида и асфальтовой смеси, равный соответственно 13 кН/м3 и 18 кН/м3.
Вес 1 м2 плит покрытия находим как
кН/м2,
где Рп.п - вес одной плиты. Для шага колонн Т = 12 мм унифицированная ширина плиты 3 м. По табл.П.14 для беспрогонной конструкции кровли выбираем плиту марки (вес плиты – 68 кН);
Fn.n – площадь плит покрытия. м2.
Интенсивность погонной постоянной расчетной нагрузки на ригель в конечном итоге определяем по формуле:
кН/м
где n – коэффициент перегрузки от собственного веса, равный 1,1.
Опорная сила давления ригеля от постоянной нагрузки на одну стойку рамы:
кН.
3. Расчет снеговой нагрузки.
Величина снеговой нагрузки на 1 м2 площади горизонтальной проекции кровли:
кН/м2,
где ро - вес снегового покрова на 1 м2 горизонтальной поверхности земли в зависимости от района строительства. Для г. Харьков (II снеговой район, табл.П.10), ро= 0,7 кН/м2,
с - коэффициент профиля кровли: для светоаэрационных фонарей с шириной проёма
12 м с = 1,2.
Погонная нагрузка от веса снегового покрова
кН/м,
где п - коэффициент перегрузки, равный 1,4.
Опорная сила давления ригеля от снеговой нагрузки на одну стойку:
кН.
4. Расчет вертикального давления колес мостового крана.
Вертикальной нагрузкой на стойки рамы является сумма опорных реакций подкрановых балок от давлений колес моста крана.
;
,
где п = 1,2 - коэффициент перегрузки,
и - сумма произведений максимальных и минимальных давлений колес на соответствующие ординаты линий влияния.
Gп.б. – собственный вес подкрановой балки, равный 150 кН,
Pmin – минимальное давление колеса,
кН,
Q – грузоподъёмность крана, равная 150 кН,
Gкр – вес крана с тележкой (табл. П.3), Gкр = 435 кН,
- максимальное давление колеса на рельс подкранового пути, по табл. П.3 равное 220 кН,
по - число колес с одной стороны крана.
Для определения и строим схему загружения опорных балок , учитывая, что в пролете находится 3 крана:
Из геометрических замеров: у1 = 1; у2 = 0,85; у3 = 0,50; у4 = 0,62; у5 = 0,45; у6 = 0,08.
Таким образом:
кН
кН.
Крановые моменты
кН м,
кН м,
где е - эксцентриситет, равный мм,
bн – ширина нижней части колонн.
5. Расчет горизонтальных давлений колёс мостовых кранов.
Горизонтальное давление колес мостовых кранов на колонну (силы поперечного торможения) с учетом действия сил торможения только двух кранов, оказывающих наибольшее влияние на колонну:
где п - коэффициент перегрузки, равный 1,2;
- горизонтальное давление колеса крана на подкрановый рельс:
кН,
Ртел – вес тележки крана, по табл.П.3 равный 70 кН,
- сумма ординат линий влияния.
Таким образом
кН.
Приложена сила РГ на уровне головки кранового рельса к верхней части колонны.
6. Расчет ветровой нагрузки.
Определим ветровую нагрузку как с наветренной (активное давление), так и с заветренной (отсос) стороны.
Интенсивность равномерной распределённой расчётной нагрузки: с наветренной стороны:
с заветренной стороны:
где п – коэффициент перегрузки, равный 1,1;
с и - аэродинамические коэффициенты, принимаемые в соответствии со СНиП с наветренной стороны с = 0,8 и с заветренной стороны ;
qo – нормативный скоростной напор: по данным табл.П.11 для г.Харьков (III ветровой пояс) qo= 450 Н/м2;
- поправочный коэффициент к величине скоростного напора; по таблице П.11 ;
Т - ширина грузовой площадки, равная шагу установки колонн 12 м.
Тогда
кН/м,
кН/м.
Ветровую нагрузку, расположенную выше отметки нижнего пояса стропильных ферм, приводим к сосредоточенным силам и , приложенным к верхним узлам рамы с наветренной и заветренной сторон
кН,
кН,
где hш – высота конструкций шатра (покрытия) здания:
hш = Нзд – Н = 21,85 – 14,4 = 7,45 м.
Суммарная горизонтальная сила ветра, действующая на ригель:
кН.
7. Сводная таблица нагрузок на поперечную раму
Результаты расчетов нагрузок на поперечную раму представим в виде таблицы 1.
Таблица 1.
Элемент рамы | Вид нагрузок | Обозна- чение нагрузки | Числен- ное значение | Единица измере- ния |
Ригель Стойки | Постоянная нагрузка от покрытия Снеговая нагрузка Опорные давления ригеля от: постоянной нагрузки снеговой нагрузки Вес подкрановой балки Сила вертикальное давление колес кранов: максимальное минимальное Сила поперечного торможения кранов Момент от: Dmax Dmin Ветровая нагрузка: активное давление отсос сосредоточенная сила | qn qсн Aп Aсн Gп.б. Dmax Dmin PГ Mmax Mmin qв W0 | 36,9 14,1 553,5 211,5 15,0 19,6 6,99 5,25 91,2 | кН/м кН/м кН кН кН кН кН кН кН м кН м кН/м кН/м кН |
Исходные данные:
Длина здания (по осям крайних поперечных рам) (L), м ………………….228
Пролет здания (В), м …………………………………………………………...30
Шаг установки колонн (Т), м………………………………………….……….12
Грузоподъёмность мостовых кранов(Qкр), т ……………………………..15/3
Пролет моста крана (Вкр), м ………………………………………………….28,5
Высота подкрановой балки в опорном сечении (Нп.б.), мм .………………1050
Вес подкрановой балки (Gп.б.), кН …………………………………………….15
Длина колонны (до высоты пролета) (Н), м …………………………………14,8
в том числе: длина верхней части колонны (Нв), м……….….…..……3,57
длина нижней части колонны (Нн), м…………...……...11,23
Ширина верхней части колонны (bв), мм .……………………………………500
Ширина нижней части колонны (bн), мм..…………………...………………1000
Постоянная нагрузка от покрытия (qn), кН/м …………………………..……36,9
Снеговая нагрузка (qсн), кН/м …………………………………………………14,1
Вертикальная сила давления колес крана,
максимальная (Dmax) кН …………………………………………939
минимальная (Dmin) кН …………………………………………...322
Сила поперечного торможения кранов (PГ), кН ……………………………..19,6
Моменты от Dmax, кН м ……………………………………………………….423
Dmin, кН м ………………………………………………………...145
Ветровая нагрузка: активное давление (qв), кН/м ……………………………6,998
отсос ( ), кН/м ………………………………………….5,25
сосредоточенная сила ветра на шатер здания:
с наветренной стороны (W0), кН …...…………….52,1
с заветренной стороны ( ), кН …………………39,1
Решение.
1. Выбор соотношений моментов инерции элементов рамы и определение её характерных сечений.
По заданным геометрическим размерам колонн и пролету здания строим расчетную схему поперечной рамы и обозначаем действующие на неё нагрузки (рис.14).
Рис.14.
По графикам (рис.15) выбираем соотношения моментов инерции
;
Для ведения дальнейших расчетов намечаем четыре сечения:
I – I - у основания колонны (стойки);
II – II - у подкранового пояса нижней части колонн;
III – III - у подкранового пояса верхней части колонн;
IV – IV - у сопряжения верхней части колонн с ригелем.
2. Построение эпюр изгибающих моментов, поперечных и продольных сил от постоянных нагрузок и определение внутренних усилий в характерных сечениях.
Строим расчетную схему рамы (рис.16). В данной раме 6 реактивных усилий (по 3 в каждой жесткой заделке). Следовательно, рама (6 – 3 = 3) трижды статически неопределима.
Рис.16.
Основную систему получаем, разрезав ригель в коньковом (срединном) сечении и заменив внутренние силовые факторы неиз- вестными усилиями Х1 и Х2 и моментом Х3 (рис.17).
Рис.17.
Составляем систему канонических уравнений:
Определяем перемещения (коэффициенты и свободные члены) канонических урав- нений. Для этого нагружаем основную систему последовательно силами (рис.18,а), (рис.18, б), (рис.18, в) и внешней нагрузкой qn (рис.18, г), строим соответствующие эпюры изгибающих моментов (рис.18 , д, е, ж, з).
Для определения коэффициента перемножим эпюру «М1» саму на себя, получим:
,
где м2 , м,
м2 м,
м2, м,
Jн= 6,0 Jв.
После подстановки найдем
Аналогично определим и другие коэффициенты:
;
Канонические уравнения приобретают вид:
Х3 = 8,18-4151,3
Откуда Х1 = 364,3 кН Х3 = -1171,98 кНм;
Строим эпюры изгибающих моментов, продольных и поперечных сил от равномерно распределенной нагрузки qn, приложенной к ригелю.
Эпюра “Mx” (рис.20, а):
ригель: Мх max = X3 = 1171,98 кН м, кНм.
стойки: кН м;
а)
Эпюра “Qx” (рис.20, б):
ригель:
;
правая стойка:
левая стойка:
б)
Эпюра “Nx” (рис.20, в):
ригель:
правая стойка:
левая стойка:
в)
Рис.20.
В ступенчатых стойках рамы из-за смещения центров тяжестей сечений верхней и нижней частей возникают изгибающие моменты:
где Nx – продольная сила в стойках рамы от собственного веса покрытия,
е – смещение центров тяжестей верхней и нижней частей колонн:
Для учета момента Мст строим расчетную схему, оставляя основную систему преж- ней, (рис.19, а). Строим эпюру изгибающих моментов от внешней нагрузки (рис.19, б) и используя систему канонических уравнений, для которых свободные члены равны:
;
получаем систему линейных уравнений:
кН м,
Решая систему, найдем Х1 = -13,56 кН, Х3 = - 9,95 кН м,
Строим эпюры “Mx”, “Nx”, “Qx” для поперечной рамы от момента Мст (рис.21, а,б,в, ):
Эпюра “Mx” (рис.20, а):
ригель: Мх max = X3 = 9,95 кН м, кНм.
стойки: кН м;
а)
Эпюра “Qx” (рис.20, б):
ригель:
;
правая стойка:
левая стойка:
б)
Эпюра “Nx” (рис.20, в):
ригель:
правая стойка:
левая стойка:
В ступенчатых стойках рамы из-за смещения центров тяжестей сечений верхней и нижней частей возникают изгибающие моменты:
где Nx – продольная сила в стойках рамы от собственного веса покрытия,
е – смещение центров тяжестей верхней и нижней частей колонн:
Для учета момента Мст строим расчетную схему, оставляя основную систему преж- ней, (рис.19, а). Строим эпюру изгибающих моментов от внешней нагрузки (рис.19, б) и используя систему канонических уравнений, для которых свободные члены равны:
;
получаем систему линейных уравнений:
Решая систему, найдем Х1 = -13,56 кН, Х3 = - 9,95 кН м, (Х2 = 0).
Строим эпюры “Mx”, “Nx”, “Qx” для поперечной рамы от момента Мст (рис.21, а,б,в, ):
Эпюра “Mx” (рис.20, а):
ригель: Мх max = X3 = 9,95 кН м,
Сечение3
кНм.
Сечение:2 кН м;
Сечение1
а)
Эпюра “Qx” (рис.20, б):
правая стойка:
левая стойка:
б)
Эпюра “Nx” (рис.20, в):
Просуммировав значения эпюр от вертикальной нагрузки по ригелю и от смещения центров тяжестей стоек, получим суммарные значения внутренних силовых факторов в каждом характерном сечении (табл.2).
Таблица 2.
Значения Мx, Qx, Nx от вертикальной нагрузки по ригелю в характерных сечениях.
Сечение | Моменты Мх, кН м | Продольная сила Nx, кН | Поперечная сила Qx, кН | ||||||
oт qn | oт Mcm | суммар- ные | oт qn | oт Mcm | суммар- ные | oт qn | oт Mcm | суммар- ные | |
правая стойка: I – I II – II III – III IV – IV левая стойка: I – I II – II III – III IV - IV | 2412,37 566,94 566,94 -2979,27 2412,37 566,94 566,94 -2979,27 | -129,28 99,92 -38,46 9,95 -129,28 99,92 -38,46 9,95 | 2283,1 666,86 528,48 -2969,32 2283,1 666,86 528,48 -2969,32 | -364,3 -364,3 -364,3 -364,3 364,3 364,3 364,3 364,3 | 13,56 13,56 13,56 13,56 -13,56 -13,56 -13,56 -13,56 | -350,74 -350,74 -350,74 -350,74 350,74 350,74 350,74 350,74 | -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 | - - - - - - - - | -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 -553,5 |
Строим суммарные эпюры Mx, Qx, Nx (рис.22, а,б,в):
а) б) в)
1. Определение усилий в поперечной раме от снеговой нагрузки.
Значения изгибающих моментов, продольных и поперечных сил от снеговой нагрузки получим умножением значений Mx, Qx, Nx от постоянной нагрузки на переходной коэффициент: и сведем в таблицу 3.
Таблица 3.
Значения Мх, Qx, Nx от снеговой нагрузки в характерных сечениях рамы
Силовые факторы | Сечения поперечной рамы | |||||||
Левая стойка | Правая стойка | |||||||
I - I | II - II | III - III | IV - IV | I - I | II - II | III - III | IV - IV | |
Mx, Qx, Nx | 872,1 -134 -211,4 | 254,7 -134 -211,4 | 201,9 -134 -211,4 | -1134,3 -134 -211,4 | 872,1 -134 -211,4 | 254,7 -134 -211,4 | 201,9 -134 -211,4 | -1134,3 -134 -211,4 |
Определение усилий в поперечной раме от крановых моментов.
В найневыгоднейшем положении мостовые краны нагружают стойки рамы максимальной и минимальной силой давления колес кранов (Dmax Dmin), а также моментами Mmaxи Mmin от вертикальных сил давления колес кранов Dmax и Dmin , приложенных на уровне подкрановых площадок в месте перехода нижней части колонн в верхнюю.
Составляем расчетную схему рамы, нагруженной крановыми моментами (рис.19, в), используя выбранную ранее основную систему. В системе канонических уравнений ко- эффициенты остаются прежними; находим лишь свобод- ные члены уравнений перемножением грузовой эпюры моментов (рис.19, г) на эпюры от единичных сил (рис.18, д,е,ж)
Коэффициент пространственной жесткости каркаса при действии местных (крановых) нагрузок:
где - коэффициент;
- сумма нормативных сил давлений колес четырёх кранов на один рельс. Каждый кран опирается на один рельс четырьмя колесами. Поэтому = кН,
т - коэффициент условий работы; для однопролетных зданий с продольными фонарями т = 0,9;
N - число рам в жестком блоке. При длине здания в 228 м и шаге колонн 12 м N = 11,
l2 - расстояние между вторыми от торцов здания рамами l2 = 96 м,
п - число пар рам, равноудаленных от центра тяжести жесткой кровли. Центр тяжести кровли находится в её середине. При длине здания 228 м и шаге колонн 12 м п = 5;
li - расстояние между каждой парой рам, равноудаленных от центра тяжести кровли.
Таким образом
Поэтому корректируем величину горизонтальных смещений основной системы под действием крановых моментов: