II. Структура рабочей программы учебной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(МПГУ)
УТВЕРЖДАЮ
« » _______ 2015 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН
Москва
2015
СОДЕРЖАНИЕ
|
Общие положения
1.1. Методические рекомендации устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин, реализуемых в МПГУ в рамках ФГОС ВПО или ФГОС ВО, порядок их разработки и утверждения. Разработанные требования соответствуют специфике компетентностно-ориентированной модели образования и требованиям ФГОС ВПО/ФГОС ВО.
1.2. Введение единых требований к рабочим программам учебных дисциплин обусловлено необходимостью:
· обеспечения соблюдения ФГОС ВПО/ФГОС ВО, лицензионных требований и показателей государственной аккредитации при осуществлении образовательной деятельности в МПГУ;
· обеспечение права научно-педагогических работников на свободу выбора содержания учебного материала, методик обучения и воспитания, способов оценки результатов обучения в соответствии с основными образовательными программами, утвержденными в МПГУ; на закрепление авторства на объекты интеллектуальной собственности;
· определения ресурсного и финансового обеспечения образовательного процесса в МПГУ;
· соблюдения гарантий качества образования в МПГУ.
1.3. Рабочая программа учебной дисциплины (далее – РПД) – нормативный документ, входящий в состав основной образовательной программы высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки и профилю (магистерской программе). Цель создания РПД – определение места дисциплины в системе подготовки бакалавра (магистра), раскрытие полного содержания учебного материала, организации и технологий обучения, способов проверки результатов обучения, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.
1.4. Разработка и использование РПД в образовательном процессе направлены на решение следующих задач:
· определение роли учебной дисциплины в процессе формирования у студентов комплекса знаний, умений и компетенций в соответствии с ФГОС ВПО/ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки;
· отражение в содержании дисциплины современных достижений науки, техники, экономики, культуры и образования, а также актуальных проблем социальной и образовательной сферы;
· последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами ОПОП ВО;
· совершенствование методики и технологий обучения;
· рациональное распределение учебного времени по разделам дисциплины и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения;
· использование новых форм планирования и организации самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования бюджета времени;
· применение современных способов оценивания результатов обучения;
· определение необходимых для изучения дисциплины образовательных ресурсов.
1.5. Нормативно-методической базой для разработки РПД являются:
· ФГОС ВПО/ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки.
· Примерная основная образовательная программа (ПрООП), разработанная Учебно-методическим объединением (УМО) по соответствующему направлению подготовки или базовым вузом – разработчиком ФГОС ВПО/ФГОС ВО;
· примерная программа дисциплины, входящая в состав ПрООП;
· утвержденный Ученым советом университета учебный план, в который входит данная дисциплина.
1.6. РПД разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана, в том числе по дисциплинам по выбору студентов, отдельно для каждой формы обучения (очной, очно-заочной, заочной, заочной с элементами дистанционных образовательных технологий). Целесообразность разработки нескольких РПД по одной и той же дисциплине для студентов разных ОПОП определяется кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины.
1.7. РПД разрабатывается на срок действия учебного плана. В процессе ежегодного обновления ОПОП в РПД могут вноситься необходимые изменения.
1.8. РПД является, наряду с учебным планом, основным методическим документом для организации учебной работы по дисциплине. При отсутствии РПД проведение учебных занятий не допускается.
II. Структура рабочей программы учебной дисциплины
1. Титульный лист в соответствии с Макетом (см. Приложение 1)
2. Разделы РПД:
1). Цель освоения дисциплины
2). Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата (магистратуры)
3). Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4). Структура и содержание дисциплины
5). Образовательные технологии
6). Самостоятельная работа студентов
7). Компетентностно-ориентированные оценочные средства
8). Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9). Материально-техническое обеспечение дисциплины
10). Аннотация
Ш. Содержание рабочей программы учебной дисциплины
Общие требования
- наименование дисциплины, трудоемкость (в зачетных единицах и академических часах), распределение по семестрам и формы промежуточного контроля должны соответствовать утвержденному учебному плану;
· учебный материал, включенный в РПД, должен быть направлен на формирование общекультурных и/или профессиональных компетенций, перечисленных в разделе 5 ФГОС ВПО/ФГОС ВО «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры, специалитета)», или специальных компетенций, сформулированных в примерной основной образовательной программе по профилю подготовки (если таковые имеются);
· содержание учебного материала должно соответствовать требованиям к знаниям, умениям, навыкам, обозначенным в столбце «Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения» таблицы 2 (раздел 6 ФГОС ВПО/ФГОС ВО);