Принципы подбора ответов к заданиям
Задания с одним правильным ответом формулируются на основе нескольких принципов. Использование (сочетание) этих принципов при составлении заданий в тестовой форме позволяет существенно расширить возможности тестов различного назначения.
Рекомендуемое количество ответов к каждому заданию этой формы – не более 5-6, хотя на практике не всегда удается подобрать педагогически корректные и привлекательные дистракторы. При подборе дистракторов следует тщательно проверять – не является ли дистрактор «частично правильным» ответом, что иногда встречается на практике и что может привести к затруднительной ситуации при апелляции не сдавшего тест.
Альтернативные задания создаются с использованием принципов противоречивости и противоположности. Эти задания используются при проверке умения правильно воспроизводить полученные знания, принимать правильные решения и др. Примеры:
Обвести кружком номер правильного ответа:
2. Утверждение о том, что с увеличением температуры
газа эффективный диаметр молекул уменьшается
1) верно
2) не верно
3. Отбрасывание конечного числа членов на
сходимость ряда
1) влияет 2) не влияет
4. соединение с формулой NaCl это
1) кислота
2) соль
3) щелочь
5. Повышение содержания кремния в чугуне - следствие
1) похолодания доменной печи
2) горячего хода
3) ухудшения качества кокса
6. при движении тягового органа конвейера реле
скорости
1) включено
2) отключено
3) заблокировано
В заданиях, составленных с использованием принципа однородности, подбираются ответы, которые относятся к одному роду (классу). Этот принцип также называют принципом классификации. Примеры:
Обвести кружком номер правильного ответа:
7. электронное устройство, имеющее два устойчивых
состояния
1) диод
2) триггер
3) транзистор
8. наиболее опасными для экологического равновесия
являются удобрения
1) азотные 3) фосфатные
2) калийные 4) органические
При создании заданий по принципу однородности существенным фактором усиления их эффективности является использование сходных по написанию или звучанию слов, словосочетаний, цифр, знаков и т.д. Это позволяет подобрать наиболее правдоподобные дистракторы и уменьшает вероятность угадывания правильного ответа. Например:
9. тип питания тионовых бактерий
1) фотоавтотрофный 3) фотогетеротрофный
2) хемоавтотрофный 4) хемогетеротрофный
Кумуляция. Этот принцип означает, что содержание второго ответа включает в себя (кумулирует) содержание первого, содержание третьего - второго и т.д. ответов. Здесь в ответах нередко используется союз «и» и запятые. Примеры:
Обвести кружком номер правильного ответа:
10. герундий обладает свойствами
1) глагола
2) глагола и существительного
3) глагола, существительного и наречия
11. в месте заделки балки действует
1) сила реакции
2) сила реакции и реактивный момент
3) сила реакции, реактивный момент и сила тяжести
При ответе на такие вопросы студенты достаточно часто выбирают последний ответ, считая его наиболее полным. В связи с этим полезно иметь вопросы, построенные по принципу кумуляции, в которых правильные ответы располагаются не на последнем месте.
Тестовые задания, в ответах на которые использован принцип кумуляции, целесообразно применять для проверки полноты знаний и умений.
Сочетание. В заданиях по этому принципу используется сочетание слов (знаков) по два или по три, реже – по четыре. Возможны три варианта заданий с использованием этого принципа.
В первом варианте сочетаются более-менее однородные и правдоподобные пары ответов. Примеры:
Обвести кружком номер правильного ответа:
12. ОСНОВНЫЕ продукты ДОМЕННОЙ ПЛАВКИ
1) агломерат и кокс
2) доменный газ и природный газ
3) чугун и шлак
13. рудные тела медно-молибденовых месторождений
представлены
1) штоками и линзами
2) штокверками и жилами
Во втором варианте сочетается одно слово (понятие) с несколькими другими:
Обвести кружком номер правильного ответа:
14. механическая работа, совершенная телом, зависит от
1) силы и времени
2) силы и перемещения
3) силы и пройденного пути
В третьем варианте ответы сочетаются по правилу цепочки, когда последнее слово в первом ответе становится первым во втором ответе, последнее во втором – первым в третьем и т.д. Этот способ подбора ответов называют также принципом цикличности. Примеры:
Обвести кружком номер правильного ответа:
15. вода, очищенная в аптеке, ежедневно анализируется
на содержание
1) хлоридов и сульфатов
2) сульфатов и нитратов
3) нитратов и хлоридов
16. горючесть ряда полезных ископаемых объясняется
наличием в их составе
1) углерода и кислорода
2) кислорода и водорода
3) водорода и углерода
Градуирование. Этот принцип используется в заданиях с тремя и большим числом вариантов ответов. Примеры:
Обвести кружком номер правильного ответа:
17. растворимость газов при повышении температуры
1) увеличивается
2) остается без изменений
3) уменьшается
18. при увеличении силы тока и неизменном
сопротивлении, напряжение
1) уменьшается
2) остается без изменений
3) увеличивается
Удвоенное противопоставление. Этот принцип, называемый также принципом двойной альтернативы, применяется преимущественно в заданиях с четырьмя вариантами ответов. Примеры:
Обвести кружком номер правильного ответа:
19. у стали по сравнению с чугуном
1) выше содержание углерода и выше содержание серы
2) выше содержание углерода, но ниже содержание серы
3) ниже содержание углерода, но выше содержание серы
4) ниже содержание углерода и ниже содержание серы
20. скорость реакции зависит от температуры
1) прямо пропорционально, линейно
2) обратно пропорционально, линейно
3) обратно пропорционально, нелинейно
4) прямо пропорционально, нелинейно