Машины для струйно-инъекционной эмульсионной холодной заделки
трещин и выбоин имеют оборудование, смонтированное на автошасси или
прицепе. Технологические операции: очистка места ремонта, грунтовка,
заполнение эмульсионно-щебенистой смесью и её уплотнение и сухая присыпка
выполняются одним и тем же рабочим органом машины.
Машина дорожного мастера предназначена для перевозки рабочих бригад,
обеспечивающих замену и установку дорожных знаков, мойку и покраску
дорожных ограждений, знаков и других элементов дорог, содержание автобусных
остановок и площадок отдыха, окашивание травы и резку кустарника, перевозку
мусора.
В зависимости от назначения на машинах устанавливаются: бензогенератор,
переносной сварочный аппарат, дисковый резак, электропила, краскораспылитель,
насос для перекачки воды, дорожные знаки, материалы для ремонта знаков и
ограждений, слесарный монтажный и шанцевый инструменты.
Машины для содержания зелёных насаждений. Содержание зелёных
насаждений включает три основных вида работ: выращивание посадочного
материала, создание новых и восстановление старых (ремонт) озеленённых
массивов и уход за насаждениями. Технологические операции, относящиеся к
работам первых двух групп, механизируются машинами сельского или лесного
хозяйства и строительства.
Машины для зимнего содержания дорог и комбинированные
Машины
Плужные снегоочистители предназначены для очистки дорог и аэродромов от
свежевыпавшего и слежавшегося снега. Плужный снегоочиститель состоит из
базового автомобиля или тягача и системы снегоочистительных плугов - рабочего
и боковых. Плужные снегоочистители, сдвигающие снег по ширине захвата в виде
снежного вала, используют при расчистке дорог после снегопада.
Для патрульной очистки дорог во время снегопада от свежевыпавшего снега
применяют плужно-щёточные снегоочистители, оборудованные помимо
переднего отвала цилиндрической щёткой, установленной под углом 60° к
направлению движения машины для зачистки слоя снега толщиной 1-2 см после
прохода отвала, а также скоростные плужные снегоочистители, отбрасывающие
снег на расстояние до 10-15 м.
а - одноотвальный на автомобиле или колёсном тракторе; б - одноотвальный
скоростной с дополнительным открылком; в - плужно-щёточный; г -
двухотвальный тракторный
Плужные снегоочистители сдвигающего действия базируются на гусеничных и
колёсных тракторах и тягачах, автомобилях и автогрейдерах и обеспечивают
разработку снега толщиной 0,3-0,4 м со скоростью до 2-3 м/с в колёсном варианте
и толщиной до 1-1,5 м со скоростью до 1 м/с в гусеничном варианте.
По типу рабочего органа плужно-щёточные и скоростные снегоочистители бывают
одноотвальные, а снегоочистители сдвигающего действия - как одноотвальные, так
и с двумя симметрично установленными передними отвалами. Отвалы
снегоочистителей могут иметь жёсткое крепление или возможность изменения
утла установки в плане - с определённым шагом с помощью жёстких фиксаторов
или бесступенчато с помощью гидроцилиндров управления. В качестве
дополнительного оборудования применяют дополнительные боковые открылки,
увеличивающие ширину захвата снегоочистителя, опорные устройства в виде
стальной лыжи или опорных колёс, позволяющих отвалу копировать рельеф
дороги при плавающем положении гидроцилиндров подъёма, механизм изменения.
Роторные снегоочистители предназначены для очистки дорог и аэродромов от
снега путём роторного разгона и перемещения по баллистической траектории за
пределы очищаемой поверхности или через направляющий аппарат в кузов
транспортного средства.
Рабочие органы роторных снегоочистителей:
а - шнекороторный; б - с ленточной фрезой; в - с барабанной фрезой; г - рыхлящим
валом; д - с пропеллером; е - с выступающим шнеком и газоструйной
интенсификацией отбрасывания снега
Роторный снегоочиститель представляет собой базовую машину, на которой
установлены рабочие органы для захвата и отбрасывания снега и системы привода
рабочих органов.
Снегопогрузчики и универсальные погрузчики предназначены для погрузки
в транспортные средства снега из валов и куч, погрузки технологических
материалов в распределители, приготовления технологических материалов и т.п.
Снегопогрузчики и универсальные погрузчики состоят из двух основных
исполнительных органов - питателя, предназначенного для отделения от основного
массива некоторых объёмов погружаемого материала и перемещения их на второй
орган - конвейер, транспортирующий материал в загружаемый автомобиль.
Наиболее распространены снегопогрузчики, снабженные питателем (лапового
типа и скребковым), и цепным конвейером. Лаповый питатель машины расположен
на внешней поверхности лопаты и совершает колебательные движения с частотой
около одного колебания в минуту.
Снегопогрузчики и универсальные погрузчики являются машинами
непрерывного действия; монтируют их на шасси автомобилей, конструкцию
которых дорабатывают для установки специального оборудования.
Распределители технологических материалов предназначены для
распределения по поверхности дорожного покрытия во время борьбы с гололёдом
и скользкостью технологических материалов - пескосоляной смеси или
специальных реагентов.
Распределительное оборудование является навесным и входит в качестве
сменного для комбинированных дорожных машин. Распределители материалов
подразделяются на две основные группы: для распределения сыпучих материалов и жидких реагентов.
Распределитель сыпучих антигололёдных технологических материалов
машины МКДС-1:
1 - разбрасывающий (распределительный) диск; 2 - редуктор привода
транспортёра; 3 - бункер; 4 - скребковый транспортер; 5 - кузов; 6 - отвал; 7 – щётка
В кузове с наклонными боковыми стенками размещены материалы, которые с
помощью транспортера, двигающегося по дну кузова, подаются в заднюю часть
кузова и через разгрузочное окно под действием силы тяжести поступают на
горизонтально вращающийся диск, осуществляющий распределение материала.
Оборудование включает гидросистему и механизмы привода.
Гидравлическая система машины состоит из двух самостоятельных систем:
первой - для привода распределяющего оборудования, т.е. привода транспортёра и
разбрасывающего диска, второй - только для подъёма в транспортное и опускания
в рабочее положение плуга и щётки.
Система автоматики комбинированной дорожной машины обеспечивает
управление следующими операциями: разбрасывание технологических материалов
в автоматическом режиме, управление транспортёром и разбрасывающим диском в
ручном режиме, управление плугом (подъем/опускание), управление щеткой
(подъём/опускание, вращение), управление мойкой и поливом дорог (поворот
гребёнки, поливка).
Основным назначением системы является обеспечение равномерного
распределения технологической смеси в автоматическом режиме независимо от
скорости движения автомобиля. Водитель задаёт ширину посыпки в метрах (от 4
до 12) и плотность посыпки в г/м2 (от 10 до 300), а система автоматики по
программе вычисляет необходимую скорость вращения гидромоторов привода
вала конвейера и разбрасывающего диска (с учётом измеренной скорости
автомобиля). В процессе работы постоянно выполняется измерение реальных
скоростей вращения вала конвейера и диска, и, при необходимости, эти скорости
корректируются в большую или меньшую стороны. Датчик фиксирует наличие материала в кузове, автоматически отключает работу при опорожнении кузова. Остальные рабочие органы управляются в ручном режиме.